В последние годы в российском обществе не спадает интерес к судьбе самого последнего русского царя Николая Второго, к гибели ее членов, поискам их останков, к захоронению. Вместе с тем многие проявляют любопытство к окружению Государя.
В числе приближенных был Григорий Ефимович Распутин, житель села Покровское Ярковского района нашей области.
У Государя и его супруги он пользовался особым доверием, влиял на принятие решений не только в семейных делах, но и государственных. И потому стал знаменит, вошел в историю. Правда, отношение к нему со стороны царского окружения и народа не было однозначным. И таким остается, можно сказать, по сей день. В литературе, в кино его образ чаще всего рисуется отрицательным. А каков был на самом деле «старец» Распутин, можно узнать только из документов, воспоминаний его родственников, близких знакомых. Жителям нашего района, как вы прочтете ниже, это тоже должно быть интересно.
Чтобы воссоздать правдивый образ этого неординарного человека, энтузиаст-краевед Марина Смирнова на его родине в с. Покровском организовала музей и вместе со своими помощниками собрала немало уникальных экспонатов и документов, рассказывающих о его жизни в разное время. Она регулярно на страницах областных изданий сообщает читателям о своих находках.
Недавно в газете «Тюменская область сегодня» она поведала об одном из таких экспонатов – старой фотографии, подаренной музею правнучкой Г. Распутина Лоранс, живущей во Франции. На ней запечатлены вдова Г. Распутина Параскева Федоровна, сын Дмитрий Григорьевич, сноха Фекла Ивановна и еще одна женщина (во втором ряду), о которой бабушка написала под фото: «Эта какая-то Катя. Прислуга».
Судя по газетной публикации, М. Смирнова и ее помощники провели огромную работу, собирая данные о жизни и судьбе каждого запечатленного на фотографии человека. Выяснили и личность «какой-то Кати».
Было известно, что в услужении к Распутина жили только две женщины: Авдотья и Екатерина Печеркины. Было известно также, что на мировоззрение Григория Ефимовича Распутина серьезно повлиял известный в тех местах странник Дмитрий Иванович Печеркин. Кто он и откуда, рассказала старшая дочь Распутина, Матрена, давая показания в качестве свидетеля в декабре 1919 года следователю по особо важным делам при Омском окружном суде Соколову, который вел дело об убийстве царской семьи: «Раньше отец жил, как все крестьяне, занимаясь хозяйством. Вдруг он оставил семью и ушел странствовать. Должно быть, что-то произошло у него в душе: он перестал пить, курить, есть мясо и ушел из дома. Я думаю, что на него так подействовал…странник Дмитрий Иванович Печеркин, родом из деревни Кулиги (верст 300 от Тобольска). По крайней мере перед уходом отца Печеркин у нас был, и они ушли тогда вместе с отцом. Приблизительно это было в 1905 году».
«Похоронив троих детей и жену, этот человек отправился по святым местам. В странствиях он и познакомился с Г. Распутиным, у которого позднее жил и стал его духовным братом», - читаем в газетной статье.
Г. Распутин, убедившись в порядочности Дмитрия Печеркина, считал такими же его родственников. Он взял в свой дом родную его племянницу, ту самую «какую-то Катю».
В деле Тобольской духовной консистории есть запись, которую приводит М. Смирнова и которую хочется привести и мне, потому что она характеризует не только саму Катю, но и Григория Распутина как действительно порядочных людей.
«Крестьянская девица Тобольского уезда, Кураловской вол. Дер. Ламбской Екатерина Ивановна Печеркина, 24 лет, православная,…Познакомилась с Григорием Ефимовичем, когда он проходил нашей деревней в Абалаки с дядей Димитрием: служить поступила к нему вместе с тетей Авдотьей. Живем, управляем хозяйством из-за содержания, когда нуждаемся в одежде, деньгах, Гр. Еф. не отказывает нам. Обращаются с нами хозяева и гости всегда хорошо и ласково. Держат нас не внизу, а больше с собою. С ними мы беседуем, поем церковное и слушаем чтение Евангелия…Учит нас Гр. Еф. иметь чистую совесть и любить друг друга, заставляет ходить в церковь исповедоваться и причащаться. Осенью и Великим Постом к нам заходят часто странники, которым хозяева никогда не отказывают от дома».
Нетрудно понять, что упомянутая «деревня Ламбская» - Ламбина (Кулига), «Кураловсая волость» - ныне Куларовское поселение, «Тобольский уезд» - ныне Вагайский район. А посему, когда Катя пишет: «Познакомилась я с Гр. Еф., когда он проходил нашей деревней в Абалаки с дядей Димитрием», означает, что Г.Распутин бывал на вагайской земле.
И все же не это главное. Главное, на мой взгляд, то, что на этой земле, в частности в Кулиге, жили добрые, душевные люди, которые могли положительно повлиять даже на такую личность, как Григорий Распутин, добравшийся впоследствии до столицы.
Его духовный брат Дмитрий Печеркин впоследствии стал послушником монастыря.
А Катя, Екатерина Ивановна Печеркина, жила до гибели Г. Распутина в его доме в Петербурге, на Гороховой, 64. Она стала свидетельницей его последних дней. Потом переехала в Сибирь. И в 1932 году писала в Париж дочери Григория Ефимовича Матрене, что живет нормально, хлеб есть, больше ничего не надо. Живет в Покровке.
Но последние годы жизни провела в Тобольске, где, будучи хорошей портнихой, зарабатывала на жизнь тем, что брала на дом заказы на шитье одежды.
Выяснилось, что жена сына Распутиных, Дмитрия, Феша – Фекла Иоанновна, до замужества тоже носила фамилию Печеркина, и она была тоже из этой же самой деревни Ламбиной (Кулиги).
Так что у Распутиных была крепкая, родственная, связь с вагайской землей.
Кстати, фамилия Печеркиных и поныне распространена в нашем районе.
Яков Чистяков, член Союза журналистов России.