Медиакарта
10:12 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сервис у обочины: кто во что горазд

Сервис у обочины: кто во что горазд
11:28 | 23 апреля 2013
Источник:

Через нашу область проходит несколько федеральных автотрасс. Интенсивность движения на них постоянно возрастает, транспортный поток становится всё более плотным. За этими изменениями явно не поспевает придорожный сервис. Правительство Тюменской области решило взять ситуацию под свой контроль и опеку.

В чём конкретно проявляется отставание придорожного сервиса?

Когда точка общепита располагается в приспособленном вагончике – это даже не вчерашний, а позавчерашний день. Если заведение выглядит прилично, построено из кирпича, но “удобства” находятся во дворе – это тоже, как говорится, не вариант.

Мало того, с переменным успехом идёт борьба с несанкционированной торговлей, когда люди располагаются прямо на обочине и на импровизированных лотках, а то и просто ящиках, прикрытых газеткой, торгуют овощами, картофелем, пирожками, ягодами... Кроме всего прочего, такая торговля создаёт реальную угрозу безопасности дорожного движения.

Придорожный сервис “вчерашнего дня” – это и тормоз для развития экономики региона. Если мы хотим, скажем, чтобы к нам приезжало больше туристов со всего света, которые оставят здесь свои деньги, то надо не только строить дороги европейского уровня, но и создавать соответствующую инфраструктуру, путешествие по этим дорогам должно быть приятным и комфортным во всех отношениях.

Пока же до комфорта явно далеко.

Общая картина пёстрая. С одной стороны – вагончики, лотки и прочая “художественная самодеятельность”, с другой – вполне современные многофункциональные комплексы.

В качестве координатора кардинальной перестройки “придорожно-сервисной” отрасли выступает Управление лицензирования и регулирования потребительского рынка областного правительства. Первое, что сделали специалисты управления, – подсчитали количество существующих объектов. С этой стороны всё как бы в порядке. В среднем на каждые 3 километра приходится одна “точка”. Но при ближайшем рассмотрении возникает множество вопросов. Основных проблем три.

Первое – расположение объектов крайне неравномерное. В основном они “прижались” к населённым пунктам. Получается – “где густо, а где пусто”.

Второе – в основном эти объекты узкопрофильные. Либо это кафе – и рядом больше ничего. Либо шиномонтажка – и больше ничего. То есть нет в одном месте комплекса услуг. Потребитель должен останавливаться снова и снова в разных местах, чтобы получить все нужные ему услуги.

Третья проблема – отсутствие неких стандартов. Придорожный сервис слишком “разношёрстный”. Потому что формировался стихийно, без какой-либо единой концепции, некому было подсказать, в какую сторону развиваться, на что ориентироваться. И вот теперь пришло время эти диспропорции устранять. Нельзя допустить, чтобы ситуация и дальше развивалась “самотёком”, без руля и без ветрил, чтобы участники рынка по-прежнему действовали кто во что горазд.

Понятно, ситуацию нужно выправлять. Но в какую сторону? Видимо, у предпринимателей, занимающихся этим видом бизнеса, или тех, кто только собирается вступить в их ряды, должны появиться чёткие ориентиры: что делать и как делать?

По мнению руководителя Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Андрея Пантелеева, для начала нынешние участники рынка должны понять: нельзя сидеть сложа руки и довольствоваться тем, что они имеют сегодня. Есть относительное благополучие, есть клиенты, какая-то прибыль, к тому же страшно снова рисковать, снова искать и вкладывать деньги... Но если не шевелиться, не модернизироваться, не менять облик своего бизнеса – рано или поздно придут конкуренты и “съедят”. С другой стороны, надо отваживаться на перемены, ведь тем, кто не мешкает, “достанутся места в первом ряду”.

Не нужно, считает Андрей Пантелеев, изобретать велосипед. Нет ничего зазорного в том, чтобы использовать уже имеющийся мировой опыт, накопленный за многие годы и доказавший свою эффективность. Изучив современные тенденции, в основном европейские, правительство Тюменской области поставило две задачи по преображению придорожного сервиса в регионе.

Первая задача – создание новых многофункциональных комплексов. МФК – это концентрация услуг “в одном флаконе”: АЗС, кафе, гостиница, магазин, мойка, СТО... В то же время есть понимание, что не везде нужна такая сверхконцентрация услуг, их конкретный набор может быть разным. Где-то не нужна гостиница, потому что в этом промежутке никто никогда не останавливается переночевать. Наверное, не в каждом МФК должна быть станция технического обслуживания или баня и т.д.

Существуют расчёты специалистов, через какие промежутки необходимо размещать крупные комплексы. Считается, что в среднем легковой транспорт останавливается с шагом 150–250 км, грузовой – около 400–600. С другой стороны, по нормам трудового законодательства водитель-профи обязан через каждые шесть часов отдыхать. Многие собственники автотранспортных компаний устанавливают на машинах тахографы, системы “Глонасс”, чтобы контролировать, насколько чётко водитель соблюдает режим труда и отдыха. И прямо требуют от него, чтобы отдыхал по регламенту, а не крутил баранку 12 часов подряд. И это правильно: речь о безопасности дорожного движения, о сохранности груза...

Вторая задача, которая стоит перед правительством Тюменской области и бизнес-сообществом, – поднять уровень уже существующих объектов придорожного сервиса. А вагончики, торговля “с колен” и прочие подобные явления должны “сойти с дистанции”. Та же участь постигнет “точки”, стоящие “как попало”, зачастую в метре от проезжей части, не имеющие нормальных подъездов и выездов.

Естественно, возникает финансовый вопрос. Речь идёт далеко не о грошовом бизнесе. Где взять деньги на крупную перестройку?

Ответ на этот вопрос есть. Областное правительство предусмотрело серьёзную финансовую поддержку для развития придорожного сервиса. Через областной Фонд развития и поддержки предпринимательства можно получить льготный кредит – 20 миллионов на 7 лет, под небольшой процент да ещё и с отсрочкой первого платежа. У вас планы поскромнее? Вам будет предоставлена финансовая поддержка с возмещением части затрат на оплату процентов по договорам кредита. Список мер государственной финансовой поддержки довольно обширный: гранты, целевые займы, поручительство в банках...

“Длинные” деньги. Это как раз то, что необходимо для развития серьёзного бизнеса. Это то, чем может похвастать далеко не каждый россий-ский регион. Переход от теории к практике уже произошёл: три предпринимателя получили этот суперльготный кредит – на общую сумму 37 миллионов рублей.

Самые большие льготы предусмотрены для реализации крупных проектов, под строительство МФК. Этот режим касается не только получения кредитов. Будет предоставляться помощь в подведении инженерных коммуникаций, выделяться целевые средства. Это чрезвычайно важный момент. Особенно в тех случаях, когда крупный объект будет возводиться “в чистом поле”, в отдалении от населённого пункта. В то же время никто не собирается оставлять за бортом инвесторов со скромными, ограниченными возможностями. Не факт, что крупный инвестор, намереваясь строить свой МФК, будет обязательно всем заниматься сам. Поэтому к нему вполне может присоединиться и “скромный” инвестор со своим кафе, магазином – как договорятся.

– Учитывая возможности такого “симбиоза”, – говорит Андрей Пантелеев, – мы рекомендуем инвесторам заранее сообщать нам, чем они не будут заниматься. С тем, чтобы мы им подбирали других предпринимателей на аренду.

Бизнес под названием “придорожный сервис” затрагивает очень много разных интересов. И, по-видимому, один из самых трудных и ответственных моментов заключается в согласовании этих интересов. Само собой это не произойдёт, хотя и очевидно, что развитие придорожного сервиса выгодно всем. Муниципальные образования получают новые рабочие места, прибавку налоговых поступлений, улучшают показатели занятости. Бизнес развивается, растёт его доходность. Местное население получает дополнительные возможности по реализации выращенной в садах и огородах продукции и т.д. Но мало понимать всё это “в теории” – заинтересованным сторонам надо встречаться и, глядя друг другу в глаза, на практике согласовывать конкретные аспекты взаимодействия.

– Мы, собственно, и начали всю эту работу, – продолжает Андрей Пантелеев, – с организации таких встреч, с круглых столов, на которые приглашаются как представители власти и бизнес-сообщества, так и всех ведомств и организаций, имеющих хоть малейшее отношение к данной проблематике.

На одном из таких совещаний в Тобольске побывал ваш корреспондент. Местные бизнесмены, занимающиеся придорожным сервисом, общались в тесном кругу с представителями администрации города и Тобольского района, правоохранительных органов, Роспотребнадзора, Росавтодора, Газпромнефти, депутатами Тобольской городской Думы. Предприниматели остались в целом довольны этим общением. Уже после круглого стола они высказывались в таком духе: мы пришли на эту встречу с немалыми страхами за будущее своего бизнеса, теперь же чувствуем себя гораздо спокойнее, поскольку власть обещает сделать всё возможное, чтобы помочь возникающие проблемы разрешить.

Вот одна из типичных проблем. Директор ООО “Плюс” Валерий Бакшеев озвучил беспокойство многих своих коллег-предпринимателей по поводу оборудования заездов и выездов на территорию объекта придорожного сервиса. Речь вот о чём. Требования в последнее время предельно ужесточились: безопасными въездами-выездами, с полосами разгона-торможения, должен обладать каждый объект. Это дело дорогостоящее. Предпринимателю деваться некуда, он должен понести соответствующие затраты. А после этого... отдать эти въезды-выезды на баланс дорожникам. Предприниматели недоумевают: что это за порядок, который таким странным образом решает вопросы собственности? Вот и Валерий Бакшеев задал вопрос: чем в этой ситуации может помочь областная власть?

Как и в любом новом деле (а перестройка придорожного сервиса на современный лад в масштабах целого региона действительно дело новое, пионерное) есть вопросы, на которые невозможно найти устраивающий всех ответ мгновенно. Крепким орешком оказались и те же самые въезды-выезды. Но это вовсе не означает, что правительство области не предлагает предпринимателям конкретную помощь. Например, весьма перспективен такой вариант: развивать крупные комплексы придорожного сервиса на участках, где расположены автозаправки. И это уже не только мысль, а реальные действия. Участникам круглого стола в Тобольске было приятно услышать, что между правительством Тюменской области и ОАО “Газпромнефть-Тюмень” подписано соглашение о совместном сотрудничестве, суть которого – комплексное развитие площадок возле АЗС. Это решает сразу несколько проблем, в том числе проблему въездов-выездов, поскольку они там уже есть. “Газ-промнефти” интересно, чтобы рядом с их заправками возникали качественные объекты придорожного сервиса. Дополнительный поток потребителей выгоден обеим сторонам. И уже намечены конкретные АЗС, которые в самое ближайшее время готовы предоставить свою территорию для строительства МФК.

Итак, предпринимательское сообщество получило чёткий сигнал: курс взят на многофункциональные комплексы современного типа. Но нет ли опасений, что внутри общего замысла может возникнуть некий разнобой? Что отдельные участники процесса опять начнут лепить что-то привычное, знакомое? И мы снова увидим реализацию принципа “кто во что горазд”...

– Такие ситуации возможны, – считает Андрей Пантелеев. – И, конечно, крайне нежелательны. В том числе для самих предпринимателей: можно вложить деньги, а в результате получить продукт, который будет не востребован. Мы предлагаем им достаточно простой и понятный способ построить безопасный бизнес – технологию франчайзинга. Растолковываем в деталях, что это такое. Всё действительно просто: вы покупаете готовый бизнес, набор давно разработанных, апробированных технологий, в “упаковке” известного, успешного бренда... Вот я еду по трассе и вижу кафе под названием “У Петровича”. Возможно, это замечательное во всех отношениях заведение. Но я этого не знаю. Вкусно там готовят или нет? В котлетах мясо или субпродукты? Меня одолевают сомнения. И совсем другое дело, когда я встречаю знакомый бренд – и уже чётко понимаю, что за продукт получу и за какую цену. Люди будут останавливаться на известные бренды. То же самое происходит в торговле, и везде доверяют марке. Мы подбираем предпринимателям ряд франшиз как региональных, так и федеральных, на выбор. Покупайте, объединяйтесь с ними на одной площадке МФК...

В то же время никто никому ничего не навязывает. Как говорится, думайте сами, решайте сами... Мы только предлагаем и рекомендуем. В некоторых случаях это было бы даже смешно и нелепо – что-то навязывать сверху. Тем, кто успешно развивает свой бизнес, кто уже добился многого из того, к чему мы призываем остальных.

В качестве примера такого успешного бизнеса Андрей Пантелеев назвал придорожный комплекс “Вега” на 159-м километре трассы Тюмень – Омск, который многие годы шаг за шагом, методом пристроя, создавал предприниматель Андрей Чистяков. На территории “Веги” гостиница, два кафе, магазин автозапчастей, АЗС, минимаркет, автомойка, две сауны, бильярдная... А сегодня предприниматель говорит о планах укрупнить свой комплекс... в несколько раз. Будут значительно расширены площади минимаркета и автомагазина (и без того просторные), автомойка после реконструкции сможет обслуживать длинномерные фуры, появится СТО, и много чего ещё.

Решив посмотреть всё своими глазами, я побывал в “Веге”. Да, прав Андрей Пантелеев, здесь действительно есть что посмотреть. Этот придорожный комплекс производит впечатление чего-то абсолютно современного как по оформлению, так и по содержанию. Это то, чем мог бы гордиться любой город областного ранга. О многом говорят детали. Меня, например, восхитил бесплатный wi-fi в кафе. Не полагаясь только на своё впечатление, поговорил с водителями. Не услышал ни одного отрицательного отзыва. Приведу типичное мнение, которое высказал дальнобойщик Александр Корень из Павлодара. Ему нравится всё: асфальтированная площадка, которая всегда прибрана и ухожена, множество услуг – и все на очень приличном уровне, доступные цены, просторный автомагазин с большим выбором запчастей... Александр часто ездит по этой трассе и всегда предпочитает останавливаться в “Веге”. По его словам, когда дальнобойщики обмениваются по рации мнениями, какой придорожный сервис лучше, слово “Вега” звучит в числе первых.

Посетив хозяйство Чистякова, я подумал вот о чём. Этому талантливому предпринимателю, сумевшему развернуться практически без какой-либо помощи со стороны государства (просто было другое время), не нужно “подпорок” в виде привлечения брендов со стороны, “Вега” и без того известна далеко за пределами Тюменского региона. Она сама – местный, пусть и “доморощенный”, но высококлассный бренд, который нисколько не хуже самых известных.

У каждого своя голова на плечах. Предприниматели сами решают,что им делать. С другой стороны, они рассудили, что ум хорошо, а много умов – лучше. Именно поэтому недавно у них появился своего рода “коллективный разум” – областная Ассоциация придорожного сервиса. Она создана для того, чтобы предприниматели могли общаться, обмениваться опытом, идеями. Второй момент: гораздо проще (а в конечном счёте эффективнее) областному правительству, да и не только ему, работать не с каждым человеком по отдельности, а с их коллективным общественным органом. Есть задача чисто просветительская: на лекциях и семинарах предприниматели будут постигать тонкости избранного ими бизнеса.

Итак, программа преображения тюменского придорожного сервиса запущена. Я спросил у Андрея Пантелеева: можно ли хотя бы приблизительно сказать, когда потребители увидят какие-то существенные перемены?

– Думаю, уже через 3–5 лет можно будет говорить, что произошёл серьёзный, качественный скачок.

Автор: Влад ГРАННИК /фото автора/