Медиакарта
1:42 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Защитить детей от…семьи

Защитить детей от…семьи
14:52 | 23 апреля 2013

На территории района с третьего по седьмое апреля проводилось оперативно-профилактическое мероприятие «Семья». В нем был задействован ряд специалистов: инспекторы ГПДН совместно с участковыми уполномоченными полиции на местах, члены комиссии по делам несовершеннолетних при администрации района, сотрудники органов социальной защиты населения, сельских администраций, сферы образования, здравоохранения, опеки и попечительства, общественных организаций. В ходе мероприятия были проверены по месту жительства неблагополучные семьи, состоящие на учете в ГПДН местного отдела полиции и комиссии по делам несовершеннолетних.

Цель проверки - условия, в которых воспитываются несовершеннолетние, выявление детей, находящихся в социально опасном положении, а также фактов жестокого обращения с ними.

На одном из выездов в рамках мероприятия удалось побывать и мне. Я составила компанию Н.С. Панкиной – старшему инспектору ГПДН, И.В. Веснерович – ответственному секретарю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района, О.С. Кайдауловой – специалисту администрации Первовагайского поселения.

Стоит отметить, что подобные рейды в районе проводятся часто. По словам Ирины Веснерович, поводом для первого посещения тревожных семей становятся звонки или письменные обращения неравнодушных жителей района. Зачастую они исходят от соседей, знакомых или родственников несчастных детишек. И обычно всегда бывают оправданны.

Надежда Панкина поясняет: «Эти проверки проводятся не с целью обязательно поймать и уличить в чем-то неблагоразумного родителя. Напротив, общими силами мы стараемся помочь и сохранить семью, оставить ребенка в ней, не лишать родительских прав папу и маму. Можем оказать психологическую помощь, похлопотать о трудоустройстве родителей, посодействовать в устройстве детей в дошкольные образовательные учреждения…».

За пару часов мы успели посетить шесть семей. Каждая история, которую рассказывали мне специалисты об этих людях, достойна переложения в сценарий для какой-нибудь мелодрамы. В них есть все: несчастная любовь, алкогольная зависимость, безработица, недопонимание, проблемы, попытки выхода из кризиса, взаимоотношения отцов и детей, поиски счастья и личного удовлетворения. Но общим у всех остается одно – несчастные детские судьбы.

Я не скажу, что в семьях, которые мы посещали, было совсем все плохо. Вот пример одной из них. Вроде бы и дома относительно чисто, тепло, на столе стоит еда, дети одеты. Но все-таки картинка счастливой семьи как-то не складывается. То ли от сигаретных «бычков», которыми усеяна ограда, то ли от едкого запаха непонятного происхождения, окутавшего нас прямо с крыльца, то ли от нечесаных волос крошки-девочки и неумытой мордашки ее маленькой сестрички. Да и сами крохи смотрели на нас как-то совсем не по-детски: серьезно, выжидательно.

Но одна семья все-таки выделилась. В тот день ее не было в плане посещения. Мы просто проезжали мимо, и Надежда Сергеевна вспомнила, что после последнего удачного визита, когда мама исправилась и привела свой дом в должное состояние, прошло достаточно много времени, и неплохо было бы посетить старых знакомых. В семье воспитывается четверо детей, двое из них ходят в школу, а младшие девочки, пяти и двух лет, пока сидят дома. Мама работает, не пьет, а вот ее сожитель, отец последней девочки, напротив, безработный и любит выпить. Прямо с порога мы поняли, что зашли не зря. В доме царил запах перегара и сигаретного дыма. Первое, что бросилось мне в глаза, – это горшок, который не мыли в принципе с момента его покупки, а не выносили – примерно сутки. Рядом с ним соседствовали горшок для взрослых, тоже, по всей вероятности, не пустой, и ведро для различного рода отходов, опять же, почти полное. Я заглянула в зальную комнату, там на диване лежала девочка лет пяти, укутавшись в одеяло и никак не реагируя на нежданных гостей. Ее равнодушие и какое-то отсутствующее выражение лица меня пугало. Кстати, эта комната тоже не отличалась чистотой. На паласах был недельный слой мусора. Везде валялась грязная одежда. Диваны не были заправлены, и было видно, что и постельное белье не первой свежести. На столике рядом с расправленным диваном стоял, по всей вероятности, завтрак девочки (недоеденные спагетти в воде), а рядом с ним почти полная пепельница… Глава семьи сидел на кухне и продолжал вчерашний кутеж. Он не был рад нашему приходу. Но сначала вел себя спокойно и уверял нас, что он просто заболел и у него температура. «А водка, по всей вероятности, лекарство», – пронеслось у меня в голове. С его слов мы поняли, что дети в школе, а мама с младшей девочкой в больнице. На вопрос, почему дома грязно, папаша вдруг явно занервничал и на повышенных тонах начал нам доказывать обратное.

Дальше – как в плохом фильме. По непонятным причинам хозяин начал грубить, оскорблять и угрожать нам. Приступы агрессии резко сменялись жалобным плачем и причитаниями о своей несчастной судьбе. Девочка резко реагировала на крик «отца» - она начинала громко плакать и не подпускала к себе никого из нас. Так как состояние девочки настораживало, а подойти к ней не представлялось возможным – мы вызвали «скорую». Этот факт возбудил новый приступ «отцовского» гнева. Мы уже начали переживать не только за состояние девочки, но и свое собственное, так как угрозы со стороны хозяина выглядели все более убедительными. Когда стало понятно, что утихомирить товарища четырем женщинам не под силу, мы вызвали наряд полиции. События развивались молниеносно: «Скорая», плач девочки, крик папы, полиция, неожиданно подошедшая испуганная мама с крошкой на плечах… В итоге: пятилетнюю девочку удалось-таки осмотреть врачу, она оказалась совершенно здорова (если не считать психическое состояние), папашу отвезли в отдел полиции, а мама, оказывается, отсутствовала дома только сутки и спешила домой из больницы. Она обещала привести дом в порядок, устроить девочек в детский сад и не оставлять их со своим сожителем.

Под впечатлением от выезда были все. Впрочем, мои «напарники» сказали, что подобные семьи – цветочки. Не хочется даже думать про то, как живется детям, где обстановка «ягодная» - слишком тягостные воспоминания остались после рейда.

Людмила БАБИКОВА

Фото автора

•Всего в ходе оперативно-профилактического мероприятия «Семья» было проверено 60 родителей, состоящих на учете в ПДН, КДН и ЗП.

•Посещено 16 семей, в которых дети воспитываются отчимами (четверо из которых судимые).

•Инспекторами ГПДН было составлено 13 административных протоколов, из них: по ст. 5.35 КоАП РФ (неисполнение родителями или другим законным представителем обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних детей) – 10, по ст. 6.10 ч.2 КоАП РФ (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков) – 1, по ст.20.22 КоАП РФ (появление в состоянии алкогольного опьянения несовершеннолетнего, не достигшего возраста 16-ти лет, в общественном месте) – 2.