"Ой, простите, тятенька, простите, матушка", - причитал крестьянский
мальчишка за столом, когда получал ложкой по лбу за то, что "залез
вперёд батьки" и других старших домочадцев за щами или другой похлёбкой.
Но никогда не смел сердиться, обижаться, говорить: "Что вы меня бьёте,
мне же больно!"
Ибо авторитет родителей, бабушек и дедушек был непререкаемым. Строго
воспитывали в крестьянских семьях детей. А уж отца-то как боялись! Отец
только строго посмотрит на ребёнка, тот уже обомлел: "Тятя сердится!" И
тут же старался исправить свою какую-либо оплошность. Как жаль, что мы
утратили традиции крестьянского воспитания!
Обо всём этом мы рассказываем детям (и не только им) в импровизированной
крестьянской избе в Успенском краеведческом музее. Сельских детей рано
приучали к труду. В пять лет садили на лошадку, делали круг внутри
двора. Обряд назывался "выход из младенчества". И с пяти лет дитя
трудилось дома и во дворе... Девочка мела пол, кормила курочек, пасла
уточек. К двенадцати годам девочки уже много и хорошо пряли, умели
плести, ткать, шить, замесить тесто, учились доить корову, жали, вязали
снопы. А мальчишка двор подметал, кормил собаку, приносил дрова в избу.
Становясь чуть постарше, уже ездил наравне со старшими на дроворуб и
сенокос, умел лошадь запрячь и распрячь. Сколько работали крестьяне и их
дети, когда не было ещё никакой механизации и автоматизации, нам,
современным людям, представить трудно. Рассказывая всё это, хочется
передать ту атмосферу, которая царила в крестьянском доме. Дети могут
узнать, как жили их сверстники в те далекие годы, и сравнить жизни -
свою и крестьянских детей.
И хотя та жизнь была нелёгкой, в ней были и свои радости. Те же самые
полати, на которых спала детвора (а детей в крестьянских семьях было
много) превращались в некую ребячью страну, где рассказывали друг другу
сказки (иногда это делала и бабушка, лёжа рядом на печи), загадывали
загадки, любили пугать друг друга страшными историями. В лесу есть
леший, а на речке - водяной, а на мельнице вообще черти.
А в праздники, когда приходили гости или игралась свадьба, над полатями
торчали детские головки. Опираясь на кулачки, ребятишки смотрели на
происходящее. Никто и не приневоливал их спать, наоборот, подавали
гостинцы с праздничного стола. Глядя сверху, они ощущали свою
недосягаемость и защитный уют родной избы!
А что значила в избе печь! Есть же выражение - "плясать от печки". Печь
и обогревала, и кормила, на ней спали, она ещё и лечила: простуженный
человек ложился на прогретые кирпичи - и болезнь отступала.
Женщина-крестьянка вставала раньше всех, растопляла печь - и сразу в
доме становилось теплее, светлее и уютнее. С огнём в печи связана вся
крестьянская жизнь. Родной дом существует, пока греет очаг, и это тепло
равносильно душевному. А вскоре по избе плыл неповторимый запах
свежеиспечённого хлеба.
Мать могла разбудить любого ребёнка, чтобы один помог ей в стайке,
другой - взбил масло из сливок, покачал проснувшегося в люльке младшего
брата или сестру. И никто не спорил, не мог сказать: "Нет, я не пойду -
спать хочу!"
Есть в нашей экспозиции настоящие маслобойки, корыто и доска для стирки,
катки и вальки, ухваты, сундуки. Дети, пришедшие на экскурсию,
усаживаются на сундуки и лавки, и мы рассказываем о каждом предмете, а о
них можно говорить очень много. Например, о сундуке. Сундуки стояли и в
боярских хоромах, и в самой бедной крестьянской избе. Их ставили в
горницах, светёлках, сенях, клетях. Стояли они, как правило, на видном
месте, свидетельствуя о достатке семьи. В сундук складывали наиболее
ценные личные вещи, а невесты - приданое.
Дети могут даже поучаствовать в проведении экскурсии. Предлагаем поднять
чугунок на ухвате - это девочкам. А покрутить ручку маслобойки -
мальчикам. Всё это создаёт особый настрой, ребята как будто погружаются
в то время, когда весь этот быт был привычным.
Нам бы очень хотелось, чтобы учащиеся школ нашего района побывали у нас в гостях, а мы с удовольствием проведём для них экскурсию (надеемся, что с пользой для них), тем более, что в этом году исполняется 90 лет району и 30 - нашему краеведческому музею. Мы убеждены в том, что историю своей малой родины, родного края нужно знать. Как сказал замечательный русский писатель Василий Белов: "Вне памяти, вне традиций истории и культуры нет личности". Хотелось бы, чтобы наши дети тоже прониклись этим чувством, захотели бы знать о прошлом больше. А мы им в этом поможем.
Галина СОТНИКОВА,
научный сотрудник музея.
с.Успенка.