Медиакарта
20:33 | 19 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Местное самоуправление - путь становления и развития

Местное самоуправление - путь становления и развития
17:06 | 23 апреля 2013
Источник: Красное знамя

В соответствии с прошлогодним указом президента России, 21 апреля является Днём местного самоуправления. В документе говорится: "В целях повышения роли и значения института местного самоуправления, развития демократии и гражданского общества постановляю: установить День местного самоуправления в день издания в 1785 году Жалованной грамоты городам, положившей начало развитию российского законодательства о местном самоуправлении".

Начиная с 90-х годов прошлого века одним из активных строителей и организаторов местного самоуправления в "столичном" и области является депутат областной Думы, а в прошлом глава администрации Боровского, председатель Тюменской районной Думы и член российской делегации Конгресса местных и региональных властей совета Европы Александр Крупин. Известный политик и общественный деятель в своём интервью газете "Красное знамя" подводит некоторые итоги непростого становления наиболее близкого людям, живущим на территориях муниципальных образований, демократического института власти.

- Александр Васильевич, 20 лет назад в России вместо городских, районных, сельских и поселковых советов, гор-, райисполкомов появились администрации муниципальных образований. В чём их принципиальное отличие?

  • Принципиально новый подход к государственному устройству страны и регионов был установлен Конституцией 1993 г. Именно тогда институт местного самоуправления стал одним из основных звеньев государственного строительства, ставших решающим фактором развития на местах, важным ресурсом социально-экономического развития территорий. В соответствии с Конституцией органы местного самоуправления не входят в структуру государственных органов власти, а являются важными элементами местного самоуправления, реализующими программы социально-экономического развития территорий в целях улучшения качества жизни людей. Известно что, система местного самоуправления Тюменского района свою окончательную форму и законодательную базу приобрела в 2006 году.

Если говорить в целом по стране, за 20 лет нормативная база, регламентирующая деятельность местного самоуправления, как никакая другая, претерпела многочисленные изменения. Число поправок, внесённых в федеральные законы, исчисляется даже не сотнями, а тысячами. Ещё более 500 законов в той или иной степени определяют деятельность местного самоуправления, делегируя ему бесчисленные полномочия-обязательства. Так непросто происходило становление этой структуры, и процесс этот продолжается до сих пор. Но вместе с тем, именно благодаря успешному функционированию местного самоуправления в стране и регионе удалось сохранить учреждения социальной сферы, коммунальную систему, строить дороги, жильё и пр. Тюменский район - прямое тому подтверждение. На примерах развития его территорий мы видим, что муниципальные власти во многом явились структурой, позволяющей оптимизировать использование государственных ресурсов. Жизнь показала, что местное самоуправление, будучи властью, создаваемой на местах, может быть действительно эффективным с точки зрения активного участия в решении вопросов местного значения в конкретных условиях каждого отдельно взятого муниципалитета и в интересах его населения.

- Если говорить именно о Тюменском районе, нет ли у вас впечатления, что одни территории развиваются активнее других? Не связано ли это с разными уровнями финансирования?

  • Во-первых, не будем забывать о том, что бюджеты поселений и районов не имеют бюджетов развития. Текущие же расходы бюджетов примерно равны. Основная их функция - поддержание жизнеобеспечения подведомственных местным администрациям структур в сфере образования, безопасности, ЖКХ, культуры, спорта и других. Расходы бюджета при этом формируются из расчёта на душу населения с использованием механизмов выравнивания. Это принцип единый для всех территорий Тюменского региона. Если же вы имеете в виду дополнительное финансирование поселений из вышестоящих бюджетов, то для этого существуют вполне определённые причины, скажем, связанные с реализацией крупных региональных инвестпроектов или социальных программ. Не будем списывать со счетов также инициативу руководителей и специалистов местных администраций. В качестве примера можем привести Богандинское МО. В соответствии с планами правительства области эта территория перспективна как одна из промышленных площадок региона. Чтобы привлечь туда инвесторов, нужно, прежде всего, создать благоприятные условия для жизни населения. Такова мировая практика развития, позиция губернатора, правительства и парламента региона. К тому же, инициатива сверху в этом МО совпадает с инициативой местного самоуправления. Буквально на днях с Геннадием Бекиным мы обсуждали планы строительства в посёлке православного храма. Конечно, я обещал поддержать эту инициативу богандинцев. В целом же развитие населённых пунктов, как правило, равномерно.

- Один из позитивных факторов развития местного самоуправления в "столичном" - формирование класса опытных управленцев, таких, например, как Светлана Сычёва в Боровском, Николай Березин в Каскаре, и этот список можно продолжать. Их деятельность основана на опыте, знаниях, инициативности и высокой ответственности.

  • Да, этих людей действительно можно назвать профессионалами. Но их формирование как руководителей произошло не на пустом месте, и не вдруг и не сразу. За их плечами - большая профессиональная и жизненная школа. Далеко не каждый способен её преодолеть. К сожалению, кадровый состав в органах местного самоуправления - одна из серьёзных проблем сегодняшнего дня. И дело не только в скромной зарплате и многообразии решаемых для населения задач. Не успели облегчить жизнь бизнесу от бесчисленных проверок контролирующих органов, как те избрали новую цель - органы местного самоуправления. Сегодня - это один из сдерживающих факторов укрепления кадрового потенциала и развития территорий и местного самоуправления. Приведу небольшой пример - подразделение ГИБДД выносит главе администрации сельского поселения предписание отремонтировать участок дороги, на что в местном бюджете денег нет. Нетрудно догадаться, что за этим последует - главу оштрафуют. Стремимся установить побольше детских площадок, а в Горьковке, например, ребёнок во время игры травмировался. Кто виноват? Суд определил - глава. И подобные ситуации в большинстве МО возникают по разным поводам. Вряд ли найдётся хоть один сельский руководитель, сумевший избежать судов и штрафов. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что всё труднее найти кандидатов для работы в сельских администрациях, а некоторые руководители откровенно боятся браться за разработку и реализацию новых проектов, руководствуясь принципом "Тише едешь - дальше будешь".

Есть и другая ошибочная практика, когда со сменой первого лица с работы вынуждены уходить чуть ли не все сотрудники аппарата. Пока новый состав наработает необходимый опыт, проходит немало времени, а дело страдает. Пережили мы и период активного прихода в органы местного самоуправления представителей бизнеса. Их деловая энергия и связи способны добавить ускорения развитию, но не всегда соответствуют требованиям бюджетного законодательства.

- В недавнем прошлом вы - член Конгресса местных и региональных властей Совета Европы. Что нового для себя вы извлекли из работы этого авторитетного органа?

  • Боюсь, моё мнение будет отличаться от того, что вы ожидали услышать. Бывшее руководство страны явно поспешило подписать Европейскую хартию местного самоуправления, забыв об особых условиях существования России и её самобытности. Обширная по территории, с суровым климатом и наследством в виде полуразрушенного ЖКХ, слаборазвитой сетью автодорог и гигантским госфондом жилья. Ни в одной другой стране мира нет такого объёма жилья, лёгшего тяжким грузом на плечи муниципальных образований. До сих пор на собраниях граждан и в наказах избирателей - это тема номер один. А ведь за последние годы сделано в этом направлении очень много. В том же Богандинском - лидере среди муниципальных образований "столичного" по бюджетному обеспечению на душу населения - на поселковом собрании в марте в адрес местных властей кроме благодарностей и просьб звучали и откровенные упрёки.

Возвращаясь к теме ремонта жилфонда, приведу один небольшой пример: в благополучной Германии лишь 5% жилфонда относится к разряду государственного, остальное частное. Развитие местного самоуправления в России и в любой стране Еврозоны имеет свои особенности. Тюменская область - уникальный в нашей стране регион, по опыту развития местного самоуправления, вниманию к нуждам социальной сферы, развитию экономики и АПК в том числе. Это один из передовых регионов, являющихся локомотивом развития страны. Такова роль и Тюменского района в масштабах области. Но если предположить, что в один прекрасный момент мы вдруг узнаем, что местное самоуправление станет частью государственной системы власти, вряд ли кто-то возмутится по этому поводу. Это и есть мой опыт, извлечённый из работы в Конгрессе Совета Европы, администрации Боровского МО, районной и областной Думах.

- Александр Васильевич, а как вписывается работа с наказами избирателей в систему местного самоуправления?

  • Начнём с того, что это обязательный элемент деятельности представительных и законодательных органов власти региона по реализации инициативы на местах. Бюджеты районов и области формируются по программно-целевому методу, а значит, и наказы избирателей по большей части являются составной частью реализации тех или иных программ, реализуемых в районах и области.

Избиратели 21 округа, интересы которых я представляю в областном парламенте, проживают на территории Тюменского района (71,5 % избирателей округа), Калининского и Центрального округов областного центра. Всего более 113 тысяч избирателей. С уверенностью могу сказать, что нет ни одного обращения, которое я или мои помощники оставили бы без внимания. Все наказы мы внимательно изучаем, систематизируем и согласовываем с органами местного самоуправления избирательного округа. Готовим к рассмотрению на заседаниях комитетов областной Думы, на которых их утверждают как принятые депутатом в работу.

На прошлый год планировалось исполнение 12 наказов избирателей из числа наказов, утверждённых областной Думой по 21 избирательному округу. 19 из них были исполнены к началу текущего года. На контроле оставались завершение исполнения трёх наказов. Вот судьба некоторых из них. Например, установка нового модульного ФАПа в с.Щербак Борковского МО. Подряд на его установку в прошлом году выиграл компания из Санкт-Петербурга. В связи с невыполнением условий контракта департамент здравоохранения области расторг с ней контракт в судебном порядке, затем включил в план закупок на 2013 году. Среди исполненных - установка светофора в районе ул. Новая Озёрная в Боровском на федеральной трассе Тюмень-Омск, завершение строительства храма Николая Чудотворца, капитальный ремонт Боровской поликлиники, Яровской и Горьковской школ, установка детских площадок в Нариманово, ремонт филиала поликлиники №8 по ул.Мелиораторов в Тюмени, ремонт ДК в Успенке и Салаирке, передача из собственности Российских железных дорог в муниципальную собственность здания бывшей начальной школы в Новотуринской для последующего переоборудования в детский сад.

Говорить об этом можно бесконечно. Многообразная и кропотливая работа депутата - обязательная тема обсуждения на встречах с избирателями, специалистами местного самоуправления, выступлений в СМИ. Кстати, мой отчёт о работе представлен и на личной странице сайта областной Думы, доступ к которой открыт для всех желающих.

- И в заключение, несколько слов о перспективах и приоритетах развития местного самоуправления.

  • Их постоянно озвучивают: укрепление местного самоуправления, расширение его финансовой самостоятельности и ресурсных возможностей, создание условий для прихода в муниципальные структуры власти квалифицированных специалистов и управленцев, поддержка широкого гражданского участия в реализации муниципальных программ и проектов. Одна из приоритетных задач муниципальных образований Тюменского района, которая, безусловно, ему по силам - развитие экономического и инвестиционного потенциала своих территорий, увеличение налогооблагаемой базы, более тесное взаимодействие с жителями территорий по формированию программ развития и их реализации, и, как результат, всё более полное и качественное удовлетворение жизненных потребностей населения.

Беседовала Татьяна ЮРТИНА.