Медиакарта
17:28 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Большая перемена

Большая перемена
12:37 | 24 апреля 2013
Источник:

Итоги конкурса «Учитель года-2013» подвели в Тюменской области. Победителем стал преподаватель информатики Дмитрий Новиков.

Он родился в Тюмени, учился в Санкт-Петербурге, работал в сельской школе, уезжал жить в Германию, но вместо радости от сытой и размеренной жизни в чужой стране почувствовал сильнейшую тоску по родине. Несмотря на то, что были работа, отличное знание языка и хорошие перспективы, вернулся назад. И уже много лет делает все для того, чтобы людям не хотелось уезжать из России. Сегодня лучший учитель региона Дмитрий Новиков – гость «АиФ» в Западной Сибири».

Каждый хочет изобрести велосипед

– Вы преподаете в школе детям, на курсах взрослым, в том числе людям пожилым, с кем легче и интереснее работать?

– Со всеми интересно и сложно одинаково. Детей нужно мотивировать. Это самая сложная задача, которая стоит перед учителем в школе. Твой предмет должен вплетаться в их реальную жизнь уже сегодня, а не храниться про запас. Взрослые приходят с пониманием необходимости новых знаний, поэтому поначалу кажется, что с ними будет проще, однако это не так. Они плохо владеют базовыми принципами работы с компьютером, Интернетом, а по времени мы ограничены. Приходится их учить грамотно работать с информацией, анализировать, выделять главное и т.д. В итоге, это помогло мне по-новому построить урок и в школе. Я увидел, какие реально нужны знания, подбираю именно этот, ключевой материал, объясняю суть, а дальше они уже сами читают и учат. С этой «фишкой» я и пришел на конкурс.

– Современная школа и ее «жители» отличаются от тех, что были в пору вашей учебы?

– Нет. Дети остались детьми, взрослые – взрослыми. Наблюдается все тот же извечный конфликт отцов и детей. Я иногда смотрю, что «лайкают» мои ученики в соцсетях, так, наиболее популярная заметка примерно такого содержания: «Древняя Греция. Мудрец в белой тоге сидит на камне и восклицает: «Какое пошло поколение! Взрослых не слушаются, учиться не хотят, каждый хочет написать книгу!». И так всегда было, каждый хочет написать свою «книгу», изобрести велосипед. Нам надо понять, что поколения не становятся лучше или хуже. Не думайте, что все лучшее позади. Именно они сделают наше будущее лучше.

– Долгое время учительский труд не оценивался должным образом. Сейчас что-то изменилось? И вообще, сколько учителю нужно для счастья?

– В идеале, я считаю, что у педагога должна быть такая зарплата, чтобы он о ней не думал. Почему она стала в какое-то время низкой? Думаю, потому что женщины эту сферу заполонили. Раньше ведь, лет сто – сто пятьдесят назад, большинство педагогов были мужчины, потом произошел некий поворот. А где больше всего женщин, там ниже зарплата. Чем больше в сферу придет мужчин, тем правильней она будет выстроена экономически.

– Это единственный минус того, что отрасль образования у нас имеет женское лицо?

– Думаю, нет. Как в семье у ребенка должны быть мама и папа, так и у учеников в школе должны быть учителя мужчины и женщины. Ну и климат в педагогическом коллективе тогда здоровее. Помните фильм «Большая перемена»? Как там чисто женский коллектив «взбодрился», когда к ним пришел работать Нестор Петрович?

Не нужно накалять атмосферу

– Сейчас во многих семьях такая проблема: компьютер и Интернет заменил детям реальный мир. Как с этим бороться?

– Надо сделать так, чтобы жизнь вне компьютера была интереснее и притягательней. При сегодняшней загруженности взрослых это, конечно, проблематично. Дети привязываются к компьютеру потому, что там, за пределами этого компьютера, еще хуже. Меня как члена общества волнует то, что у нас не хватает детских площадок, доступных спортивных секций и мест семейного досуга.

– А видно по детям, кому в этом плане уделяют родители внимание, а кому нет?

– Да. Это невооруженным взглядом видно.

– Школа должна влиять на родителей в таком случае?

– Считаю, что школа должна воспитывать, а вот в семейный уклад она вмешиваться не должна.

– Еще совсем недавно большую часть времени учителя «съедало» заполнение разного рода документов, отчетов, планов. Есть ли надежда, что с компьютерными технологиями это канет в Лету?

– Меня всегда раздражало это бумажное болото, поэтому радует, что сейчас школы переходят на электронный документооборот, и я принимаю в этом участие. В частности, помогаю внедрять его в школах в рамках программы «Расширяя горизонты». Думаю, через несколько лет даже журналов печатных не будет. Учителя должны как можно меньше писать, научиться взаимодействовать с помощью компьютера.

– Впереди у вас всероссийский этап конкурса. Победа в нем – самая заветная профессиональная мечта, или есть какая-то другая?

– Мечтаю поработать с одними и теми же детьми от детского сада и до университетской семьи. Образование мое это позволяет. Хочу вложить все лучшее, что знаю и умею, в учеников. Зачем? Это мой вклад в будущее нашего города и области, которые очень люблю. В 2000 году я уехал навсегда в Германию, была там и работа и перспективы, но уже через месяц понял, что не могу без России, без Тюмени. Кое-как дождался, когда на мое место найдут другого специалиста, и вернулся на родину. Теперь моя самая заветная мечта – сделать так, чтобы люди не хотели отсюда уезжать навсегда, а педагогика – путь к ее достижению.

Досье

Дмитрий Михайлович Новиков родился в Тюмени. Окончил педагогическое училище №2 при Тюменском государственном университете по специальности «преподаватель русского языка и литературы» и Санкт-Петербургский университет по специальности «философия». Трудовую деятельность начал в одной из сельских школ Нижнетавдинского района. Сейчас преподает информатику в школе №64, а также в рамках губернаторской программы по повышению уровня компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты» проводит обучающие семинары для жителей Тюмени и юга нашего региона. Победитель городского профессионального конкурса «Учитель года-2013».

Екатерина ОГНЕВА

Фото из архива Дмитрия НОВИКОВА