Медиакарта
6:04 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дары Андреевского

Дары Андреевского
11:57 | 25 апреля 2013
Источник:

В гостях у рыбаков хозяйства Забира Тилимбаева

Лебеди прилетели. Вот прохаживаются вдоль берега парочки в белом, будто новобрачные перед крыльцом загса. И другие пернатые тусуются тут же: этот крупный селезень, похоже, изображает шафера на свадьбе, тучные чайки – наверное, дружки и подружки – галдят в предчувствии сытного стола.

Увы, богатого угощения пока ждать не приходится. Видите ли, перелетная живность – вот она, а стол накрыть не успели. Под «столом» имею в виду меню озера Андреевского – водоем еще подо льдом. Мой новый знакомый Забир Тилимбаев легко повозил меня по большей части акватории площадью в 32 квадратных километра на своем иномарочном внедорожнике. Только у самого берега машина нырнула в омут, словно субмарина автономного плавания. Вынырнули. А дальше покатили без проблем.

Однако перекусить с дороги птичкам удастся. Рыбаки из хозяйства Забира Гумеровича прорубили майну, и в сей момент в ней происходит притонение: промысловики медленно тянут к берегу семисотметровый невод. Эх, что Бог даст? Были времена, когда враз вытаскивали 30 тонн карася. Ладно, в любом случае на ужин летающей живности наберется.

Не только птицы ждут улова. По сложившейся традиции пару-тройку ящиков отнесут в мечеть – для малоимущих. Не шибко богатому населению поселков Андреевский и Боровский перепадет на уху. Молодоженам населенных пунктов положено преподнести к свадьбе, на праздники – 8 Марта, День Победы, Новый год, народ, будьте любезны, заберите золотого карася. Бесплатно. Всем миром выручают погорельцев. Если добавить к сказанному еще три рыболовецкие бригады, действующие на водоеме, то дары, обмолвимся, достаточно весомы.

Ещё такой замечен момент: в хозяйстве Забира Тилимбаева равными с другими членами общества чувствуют себя инвалиды. В общем-то, труд промысловика очень даже нелегок. Одним словом: тяжёл. Но ведь выручают не только мускулы. Невод выбирает оригинальная лебедка. Как-то на песке Алта-Тумпа, что на Сосьве, сам помогал рыбакам – тогда и освоил лебедку Колотовкина: огромнейшая махина, только трактором можно транспортировать с места на место. Эту же лебедочку хоть на спине перетаскивай. А какая сильная!

– Как машина называется? На чье имя выписан патент? – допытываюсь у Забира.

– Какой патент… Вместе всё сделали. Само собой как-то получилось…

Насчет участия в коллективе инвалидов ушлый читатель скажет, дескать, это они там мудрят исключительно в порядке льготного налогообложения. Возможно, и светят промысловикам Андреевского кое-какие послабления в плане даней. Частный предприниматель должен получать прибыль, т.к. надо развивать производство, то есть закупать орудия лова, плавсредства, бензин… При всем при том дары от души и от всего сердца. Но порядок-то установлен за много веков до появления российского законодательства, не при царе, не при СССР. Как говорится, вечный зов, национальные обычаи.

Меня давно удивляло, почему это в местах извечного обитания татар русская «вывеска»: озеро Андреевское? Оказывается, прежнее название поселка, основанного в 1775 году, Инделяр, затем Индирей, а озеро – Индрей-куль. По-нашенски татарского приятеля Хамита зовем Миша, а если кореш по паспорту Калмакмат, то кличем Коля. От созвучия Индирей получился Андрей.

Во времена оны здесь, доказывают археологические раскопки, мирно проживали финно-угорские племена, которые почему-то двинули: одни на Север, где ныне ХМАО, другие на запад – в теперешние Венгрию, Финляндию, Удмуртию, Мари и Мордовию. Затем из восточной части Азии понаехали другие народы. Чувствую, потенциальные венгры с финнами не поголовно изошли. Специалисты трактуют процесс как ассимиляцию. Это случилось ещё до исламизации. Вообще нынешние западносибирские татары могли стать как мусульманами, так и православными. Ведь тюркоязычные чуваши и гагаузы крестятся тремя перстами. Потому что бухарские эфенди оказались к Ембаево ближе, чем крещеные князья Древней Руси. По преданиям, ембаевцы основали Инделяр.

Татары тобольские, нижнетавдинские, уватские, крымские, ишимские, ярковсие, астраханские, казанские… У каждых собственный букет обычаев. Так вот, андреевские, то бишь индирейские, относят себя к татарам сибирским. Таковых в Российской Федерации по переписи населения 2002 года насчитывается 7890 человек в Тюменской области, 1081 – в Курганской. Итого: 9289 душ. К чему веду разговор: малочисленное коренное население, а раз так, то должны иметь законные льготы.

Что называется, на Аллаха надейся, но и сам не плошай. Местный житель Газиз Якубович Тилимбаев пожелал прирезать к поселковым землям дополнительных 82 гектара земли. Потому что все татарские семьи многодетные, каждому чаду хочется жить самостоятельной жизнью и выплачивать Отчизне ясак. «Лишние» земли оптимист обнаружил в военном лесничестве, на территории коего базируется военный городок. В городке прекрасное стрельбище, здесь земляки периодически проходят сборы, кстати, я сам именно здесь научился прилично стрелять из «Макарова» и «Калашникова». Так вот, вся «армада» находится в ведомстве Министерства обороны РФ. Озеро здесь, а маршалы там, в Белокаменной. И ведь добился земляк своего через миллион бумаг и пройденных коридоров. Наверное, поспособствовало то обстоятельство, что сам ходатай – подполковник запаса – набрался бюрократического опыта, будучи начальником отдела в администрации Тюменского района и главой Андреевского муниципального образования.

Сын подполковника запаса Марат Газизович, тоже подполковник, но находящийся на государевой службе – в Лангепасе часть. Выслуга лет у кадрового офицера уже есть, а угла своего нет. Получит, конечно, жилищный сертификат. Бывалые люди утверждают, мол, в денежном эквиваленте на ту сумму добротной квартирой не обзавестись, хоть стреляйся. Поставил бы дом в родных местах. Но, как водится, «пятен» под застройку в муниципальном образовании уже нет…

Уверен, уважают Газиза Якубовича в поселке, как и его отца. Между прочим, одна из новых и красивых улиц в населенном пункте носит имя Якуба Тилимбаева. Двоюродный брат Газиза – Забир Тилимбаев. С его рыбучастка я и веду репортаж.

Всё! Выбран невод. В мотне сверкает карась. Не тридцать тонн, даже близко нет. Бригадир Ильгис Валишин демонстрирует улов. Да уж, попадали, бывало, рыбины и крупнее.

Но раки! Гигантские. Есть такое выражение: «Когда рак на горе свистнет» – значит, тому не бывать никогда. Но вот топорщат андреевские раки усы, упираются клешнями… и свистят. Что случилось? О чем хотят сказать?

Но это уже другая история, о которой расскажем в одном из ближайших номеров газеты.

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/