Медиакарта
22:38 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Время большого строительства, или Как появился леспромхоз

Пересматривая историческую хронику поселка Туртас, находим сведения о том, что в 1967 году Ильтымский лесопункт был перебазирован в пос. Чебунтан и, как следствие, переименован в Чебунтанский. Первым начальником обновленного предприятия назначили Петра Ивановича Казанцева. «Почему именно Чебунтан?» - спросите вы. Дело в том, что с изменением схемы грузоперевозок (принятие проекта строительства новой железнодорожной ветки) ЦК КПСС и совмином СССР было принято решение о строительстве новых леспромхозов, приближенных к железной дороге.

Областная комиссия, рассмотрев несколько вариантов для строительства нового поселка лесозаготовителей, остановилась именно на территории Чебунтана. И расчет оказался верным, ведь когда-то здесь уже существовало поселение и, что самое главное, именно здесь пересекались две дороги - от поселков мехколонн и так называемый «Царский тракт».

Вот отрывок из материала районной газеты «Коммуна» за 1 ноября 1969 года: «На высоком, живописном берегу таежной речки Туртас распланированы и размещаются новые жилые дома и хозяйственные объекты. Здесь строится новый производственный поселок лесозаготовителей Уватского леспромхоза, где вскоре будет заселено 40 семей тружеников леса». Так началась история Туртасского леспромхоза.

Из воспоминаний бывшего директора Туртасского леспромхоза Леонида Ивановича Смирнова:

«Конец 60-х годов. На территории Уватского района ведётся строительство железной дороги Тюмень - Сургут, начата отсыпка территории для площадки под возведение железнодорожной станции Туртас (позднее переименованной в Юность Комсомольскую). В это же время принято решение о начале строительства нового лесозаготовительного предприятия - Туртасского лесопромышленного комбината - с годовым объёмом лесозаготовок 600 тысяч кубометров.

Тогда же, в январе 1969 года, начали строить первые брусовые дома по улице Инженерной (от берега реки Туртас до ул. Ленина), по улице Ленина (от горы до ул. Молодёжная) и по Молодёжной.

Стройматериалы доставлялись на баржах из Тюмени, Першино, Кирсарая. Дорог с твёрдым покрытием в то время еще не было, поэтому самыми распространёнными видами транспорта для доставки материалов от берега реки Туртас до строительных площадок были трелёвочный трактор и автомобиль «ЗИЛ-157».

Для временного проживания строителей под горой между рекой Туртас и озером был разбит палаточный городок. Там же начали строить склады продовольственных и промышленных товаров ОРСа, которые летом доставлялись речным транспортом из Тюмени, а с декабря по март - автомобилями по зимним дорогам.

За год удалось построить около двадцати двухквартирных домов, а также здания производственного и хозяйственного назначения. Первыми строителями были люди, приехавшие из других лесозаготовительных посёлков Уватского ЛПХ (Ильтыма, Нового Туртаса, Кирсарая, Першино, Ялбы, Новостройки): П.П. Иванов, А. Ланин, В. Жуков, В. Ермошин, В. Кашин, В. Герчес.

В 1971 году интенсивность строительства возросла за счёт студенческих строительных отрядов, приезжавших из Харькова, Донецка и других городов Советского Союза. Студенческими отрядами почти полностью были построены двух- и трехквартирные брусовые дома по улицам Молодёжной, Донецкой, Харьковской и Авиаторов.

Позже, в середине 70-х, к делу подключилась Уватская ПМК-13, которая вела строительство по улицам Строителей, Молодёжной (за логом) и в районе двухэтажной застройки. Силами ПМК возводились также новая школа, Дом культуры, РММ, лесовозные дороги.

Параллельно расширял производство и вновь организованный в 1969 году Чебунтанский лесопункт. Заготовка древесины велась тогда только в зимний период, так как дорог для работы летом не было. Лес вывозили на берег реки Туртас в район бывших посёлков Мостовое и Кускачка, а в начале лета сплавляли до устья реки к посёлку Ялба, где частично использовали для изготовления железнодорожных шпал и отгружали на речные суда.

В 1974 году сплав по реке Туртас был запрещён и весь заготовленный лес стали доставлять на нижний склад, примыкающий к станции Юность Комсомольская. В это же время продолжалось интенсивное строительство жилья, объектов соцкультбыта и зданий производственного назначения. Появились подъездные железнодорожные тупики, разделочные эстакады с полуавтоматическими линиями для разделки хлыстов (ПЛХ), погрузочные краны КБ-572 и ЛТ-62, цех лесопиления.

На протяжении 70-80-х годов в леспромхозе наблюдалась большая текучесть кадров. За это время сменилось с десяток директоров (А.С. Кожевников, Г.Ф. Бобров, Ю.К. Кулаков, Ю.А. Демидов, А.Я. Кислухин, Л.И. Смирнов, А.Ф. Рукавишников, В.В. Филипьев, А.Н. Мотовилов). Начальники лесопункта менялись еще чаще.

За всё время работы леспромхоз ни разу не выполнил годовой план лесозаготовок, не «вырастил» ни одного Героя Социалистического Труда. Как бывший директор предприятия, такое положение дел я бы объяснил неблагоприятными природными условиями (сырые грунты, заболоченность, наличие множества водных преград) и, как следствие, сложными условиями труда рабочих. Из-за этого многие специалисты, главным образом механизаторы, уходили на другие предприятия (нефтегазовые, строительные). Некоторые уезжали в другую местность, ища более комфортные жилищно-бытовые условия, лучшее медицинское обслуживание и прочее.

И всё-таки значительная часть работников коллектива леспромхоза проработали на предприятии вплоть до заслуженного отдыха, а некоторые трудятся до сих пор. Вот лишь небольшая их часть: В.Н. Амелькин, Г.Н. Рычков, В.И. Швецов, И.А. Баранцев, В.В. Батин, А.А. Холмов, В.К. Замятин, семья Пасечник, А.А. Приданников, А.К. Могутов, Г.С. Арсентьев. Может быть, именно благодаря таким людям, градообразующее предприятие поселка Туртас до сих пор живо и находится на новом этапе своего развития».

Подготовила

Наталья НАЗИМКОВА