Медиакарта
4:37 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Повышение качества образования через использование информационных технологий

Более шести лет МОУ «Ивановская основная общеобразовательная школа» работает над внедрением информационных технологий в учебно-воспитательный процесс. В начале этого года закончился второй этап программы информатизации школы.

Сегодня мы хотим рассказать о тех достижениях, которые были достигнуты школой при реализации этой программы.

В 2006 году в школе была принята официальная программа информатизации. Одновременно школа получила статус районной экспериментальной площадки по внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Целью этой работы было достижение более высоких результатов обучения школьников, формирование информационной культуры педагогов, учеников и их родителей. Программа предусматривала в первую очередь внедрение в учебно-воспитательный процесс самых передовых информационных технологий, позволяющих достичь желаемых результатов.

Начали с изучения рынка идей. Было изучено много различных технических средств обучения, позволяющих увеличить производительность учебного труда школьников без вреда для их здоровья. А также передовые технологии, позволяющие значительно расширить технические возможности имеющегося компьютерного оборудования. Знакомились с технической документацией оборудования и результатами испытаний. Заключали договоры на бесплатное использование оборудования с условием последующей его покупки при успешном испытании. Таким образом в школе появились системы интерактивного тестирования и система уплотнения, позволяющая на одном системном блоке работать до семи независимым пользователям.

Но при этом особое внимание было уделено тому, что все запланированное будет приобретаться в пределах школьного бюджета. Поэтому внимательно изучался рынок, были найдены надежные поставщики, прежде всего интернет-магазины, с которыми заключались договоры на поставку школе учебных и методических пособий, оборудования, программного обеспечения, расходных материалов и т. д. по ценам на порядок ниже розничных.

Параллельно с укреплением материальной базы шла работа по обучению компьютерной грамотности всего педагогического коллектива школы. С этой задачей мы успешно справились за два года. Сегодня учителя школы не только сами владеют ИКТ, но и по мере необходимости помогают ребятам в подготовке различных проектов, презентаций и т. д.

Обучение школьников информационным технологиям начали задолго до введения программы информатизации. Вначале факультативно на трех компьютерах, а затем, по мере приобретения оборудования, ввели информационные технологии как школьный компонент учебного плана. И работа пошла активней.

На отдельных этапах выполнения программы результаты деятельности представлялись общественности на общешкольных родительских собраниях и на управляющем совете школы.

Если посмотреть на полученные результаты, то можно отметить, что школа достигла неплохих результатов в этом направлении. Ведь определяющим фактором в работе нужно считать качество обучения и уровень освоения школьниками современных технологий. Но готовы ли наши выпускники после окончания школы к самостоятельной жизни? Вооружены ли они новыми технологиями для продолжения обучения и получения профессии? Будут ли они конкурентоспособны на рынке труда в дальнейшем? Давайте попробуем проанализировать ситуацию.

Если сегодня по всей стране считается отличным показатель, при котором на один компьютер приходится 8 учеников, то у нас эта цифра менее трех. При этом не на бумаге, а в реальном использовании.

Всего в школе на 67 учеников - 30 компьютеров (42 рабочих места), и все они включены в сеть Интернет. Локальная сеть школы позволяет всем ученикам и учителям получать доступ к информационным ресурсам школы и в Интернет. Сегодня все выпускники школы свободно владеют основными офисными технологиями, а некоторые и набором прикладных программ. И наша цель состоит в том, чтобы научить школьников пользоваться компьютером, как инструментом, позволяющим значительно производительнее осваивать новые знания и получать быстрый доступ к различным информационным ресурсам.

В течение нескольких лет в школе функционирует единое информационное пространство «Netшкола», где собрана вся школьная информационная база. Эта программа сегодня активно внедряется во многих школах России. На школьном сервере собрана база данных школы. Каждый ученик, учитель или родитель имеет к ней доступ. В любое время ученики могут посмотреть свои оценки в электронном журнале, домашнее задание, расписание уроков и внеклас-сных мероприятий. А родители, войдя в Netшколу под своим паролем, могут получить доступ к электронному дневнику своего ребенка, сравнить его результаты со средними результатами класса или школы. Если раньше доступ к электронным журналам и дневникам учителя, ученики и родители могли осуществить только со школьных компьютеров, то теперь это можно сделать со школьного сайта (htt://ivanovka.edusite.ru). Можно отправить письмо учителю, классному руководителю, администрации школы, не выходя из дома, познакомиться с необходимой школьной документацией или нормативными актами, регламентирующими деятельность школы.

Сегодня пока еще не все ученики и их родители имеют выход в Интернет с домашних компьютеров, но пройдет совсем немного времени и дистанционное обучение перестанет быть диковинкой.

Уже несколько лет в школе работает школьное телевидение. Начали с установки на каждом этаже школы больших ЖК-телевизоров, установки необходимого оборудования для создания фильмов и програм-много обеспечения. Были приобретены фото- и видеокамеры для качественной съемки сюжетов, сформирована творческая группа школьников, назначен руководитель.

Изучение начали с азов. Прошло немало времени, пока юные репортеры начали создавать свои первые видеофильмы. Были неплохие работы, были и неудачные, но приобретался опыт и постепенно эта работа начала выходить на необходимый уровень. Сегодня ребята ежемесячно представляют свои работы на суд товарищей. Здесь и репортажи с субботников, и праздничные поздравления, и странички о школьной жизни, и многое другое. А получить поздравление с экрана телевизора в фойе школы приятно не только ребятам, но и взрослым. Школьники снимают сюжеты, берут интервью, обрабатывают на компьютере видео- и звуковые файлы. В дальнейшем мы планируем подготовку и трансляцию по школьному телевидению учебных и познавательных программ. Пройдет немного времени, и школьное телевидение станет такой же неотъемлемой частью школьной жизни, какой сегодня является школьный компьютер.

Сегодня все активнее начинает внедряться система интерактивного тестирования школьников. Что это такое? Всем ученикам класса выдаются пульты, а на экране загорается окно теста. Тесты могут быть в виде простых вопросов, видеосюжетов, изображений и т. д. На каждый вопрос дается определенное время. Ученики отвечают на них при помощи пультов. По окончании теста на экране выводятся результаты тестирования. Эта форма проверки знаний вызывает живой интерес у ребят. А учитель имеет возможность проанализировать выполнение работы, указать на недочеты всего класса или отдельных учащихся, при необходимости повторить объяснение того или иного материала. А вот выполнить домашнее задание через другую систему тестирования - «СИнТеЗ» - сегодня ребята могут прямо из дома. При этом оценка за тест автоматически будет выставлена в классный электронный журнал. Ученик заходит в Netшколу, открывает свой электронный дневник и видит назначенное задание. Выполнить его он может в любое время. Эта форма работы не используется пока в полной мере из-за отсутствия выхода в Интернет с домашних компьютеров у большинства школьников. Но она уже опробована в стенах школы.

Существует еще несколько электронных тестовых систем, в которых ребята выполняют тесты на уроках индивидуально. Эта форма сегодня наиболее используемая, но требует больше времени на тестирование школьников или проведение в условиях компьютерного класса.

Последней ступенькой в выполнении программы информатизации на данном этапе являлось создание школьного сайта. Сегодня создан сайт с теми возможностями, которые мы планировали. На нем представлена основная информация о школе, о ее делах. Здесь можно познакомиться с образцами предстоящих выпускных экзаменов в формате ГИА, документами, регламентирующими деятельность школы. Представлены фотографии учеников, добивающихся хороших результатов в обучении и общественной жизни школы и района. И еще очень много интересного и полезного. Но самое главное, на сайте имеется ссылка для доступа учеников, родителей и учителей в Netшколу.

Создание школьного сайта завершило очередной этап информатизации школы. Но не является её окончанием.

Сегодня программа переходит на новый качественный уровень. Чего же мы ждем от продолжения этой работы?

Во-первых, расширения функциональных возможностей школьного сайта для дистанционного обучения школьников. Заочно можно будет получить интерактивные материалы по любой теме и предмету. Выполнить по ним тест или практическую работу и получить оценку в журнал. Это прежде всего касается детей, не имеющих возможности посещать школу. В том числе и при кратковременном заболевании.

Вся работа информационного пространства школы направляется на повышение качества обучения школьников, на развитие у них навыков: самостоятельного поиска знаний, применения навыков быстрой обработки информации, закрепления полученных знаний.

Сегодня в школе успешно функционируют передовые технологии по снижению себестоимости печатных материалов. Большой выбор расходных материалов (фотобумага, обложки, пластиковые и металлические переплеты, пленка для ламинирования и т. д.) позволяет как учителям, так и школьникам оформить свои творческие работы на высоком полиграфическом уровне. Системы непрерывной подачи чернил позволяют не опасаться большого расхода краски при печати. Картриджи в принтерах (а они имеются в каждом классе и кабинете) заменяются не чаще одного раза в год и в дальнейшем заправляются учителями самостоятельно.

Ученики имеют возможность записать свои творческие работы на электронные носители (диски CD или DVD), которые затем оформляются цветной этикеткой и направляются на различные районные конкурсы.

А как же отразилась программа информатизации на работе школы? Не является ли это каким-то очередным прожектом. Давайте посмотрим на это с помощью цифр и фактов.

Если качественная успеваемость школьников в 2003-2005 годах еле-еле достигала 30%, то сегодня она колеблется в пределах от 43% до 45%.

Изучение информатики начинается с третьего класса, хотя фактически ребята имеют в школе свободный доступ к компьютерам уже с первого класса. Поэтому в старших классах школьники воспринимают школьный компьютер так же обыденно, как ручку, линейку или тетрадь.

Созданием презентаций сегодня уже не удивишь даже учеников начальных классов. А самые творческие ребята свои работы пытаются сделать уже в формате видеоролика.

Поиск учебной информации в сети Интернет, на учебных сайтах и порталах для учеников стал обычным. Ребята сами создают электронные почтовые ящики и по необходимости пользуются ими.

Ученики 5-9 классов в конце учебного года публично защищают свои творческие работы. При этом успешно используют резервы интер-активной доски.

Положением об итоговой аттестации (предметы по выбору) предусмотрен вариант сдачи экзамена в виде защиты проекта. И эта форма не только декларируется, но и используется выпускниками школы. На защиту выносились очень качественные проекты.

Отдельно стоит отметить получение учениками школы навыков работы с прикладными программами. На хорошем, качественном уровне ребята создают коллажи, монтируют видеофильмы, создают собственную анимацию, проектируют макеты карманных календарей, визиток и т. д.

Ученики школы, представляя как индивидуальные, так и групповые работы, успешно выступают с ними на районных мероприятиях, занимают призовые места и становятся победителями.

Сегодня мы с ребятами планируем начать работу по созданию ученического сайта. Работа интересная и очень ответственная. После изучения технологии создания сайта, правил его сопровождения творческая группа начнет практическую работу по реализации этого проекта.

Очередная страница информатизации школы закрыта, и мы переходим на следующую. Какая работа нам предстоит на предстоящие годы, каких результатов хотим достигнуть - об этом мы постараемся рассказать на страницах газеты и школьного сайта в ближайшем будущем.

П. КАЛИНИН,

директор Ивановской

основной школы