Медиакарта
23:14 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Воспитание маленьких «домоседов»

Воспитание маленьких «домоседов»
16:12 | 26 апреля 2013
Источник: Наша жизнь

В наших краях редкий родитель по странным для окружающих причинам вдруг да не отдаст в детский сад на воспитание своего ребёнка. Оно и понятно – времена нынче финансово всё ещё нестабильные, работать надо родителям и семью обеспечивать. А за ребёнком нужен догляд, ему необходимо полноценное и разнообразное питание и общение с такими же карапузами. Поэтому, если ребёнок здоров, весел и румян, вряд ли не окажется он в детском садике.

Как оказалось, детсад – не советское изобретение, первый из них был открыт для детей бедноты ещё в 1866 году в Петербурге. Правда, в советские годы, когда женщина-мама, освободившись из «оков кухонного рабства», стала строительницей социализма, система дошкольного определения детей пошла ещё дальше. В 1959 году появился новый вид дошкольного образовательного учреждения — ясли-сад, где, по желанию родителей, дети воспитывались с двух месяцев до семи лет. Сегодняшним мамам и папам, с рождения записывающим кроху на очередь в детский садик, уже кажется невероятным, что дитя может вырасти Пушкиным, Достоевским или Ульяновым-Лениным, не посещая дошкольное учреждение со всеми его (признаю!) несомненными плюсами.

– Можно ли воспитать ребёнка, так сказать, в домашних условиях? – с этим вопросом я обратилась к психологу из Казанской средней школы Елене Павловне Кашергиной. Главное, что хотелось мне уяснить, – есть ли у рядовых, не нагруженных педагогическим образованием мам (или пап) шанс полноценно (но самостоятельно!) развить своё чадо и подготовить его для жёстких реалий неумолимо приближающегося серьёзного жизненного периода – школы.

– Родители – самые лучшие учителя и воспитатели для своего малыша, – огорошила меня, маму со среднестатистическими воззрениями на преимущества «садиковского» воспитания, Елена Павловна. – Потому что малыш смотрит на мир глазами того взрослого, который за ним ухаживает. Встречаясь в жизни первый раз с чем-то незнакомым, он сначала смотрит на реакцию взрослого. Родитель объясняет ребёнку, и тот спокоен. Никакой другой человек, кроме мамы и папы, не станет для маленького человечка тем источником, от которого он ТАК способен воспринимать информацию.

– Мне хотелось бы всё-таки про развитие способностей и навыков узнать, – не отставала я от своего первоначального замысла.

Психолог печально улыбнулась:

– Главная цель родителей – дать ребёнку новые возможности в жизни, научить его пользоваться своими способностями. Речь идёт не о насильственном обучении ребёнка навыкам чтения, счёта, письма и так далее, когда не он обучается, а его обучают, в результате чего начинаются детские стрессы, неврозы, чувство вины. Необходимо создавать развивающую среду для малыша, для его свободного и без помех развития. Этот процесс ещё можно назвать стимулирующим воспитанием или обучающим развитием.

– Но как добиться такого ненасильственного развития?

– Если дети делают только то, что им интересно, что приносит радость и удовольствие, то такое раннее интеллектуальное развитие не может повредить физическому формированию и росту ребёнка. Специально «обучать» ребёнка в раннем возрасте не надо! Пусть он учится сам. Родители лишь предлагают малышу какие-либо занятия, ведь обучение в раннем детстве – это игра. Важно закончить её до того, как ребёнок устанет.

– Существуют, наверное, специальные развивающие игры? – предположила я.

– Придумать такую игру может любой взрослый. Главное, чтобы в ней соединялись принцип «от простого к сложному», принцип самостоятельности и соответствия способностям конкретного ребёнка. Будь это построение башни из кубиков разных цветов или сложение цифр в автобусном билете с ребёнком постарше… А самый продуктивный метод развития малыша – общение. Повседневное и обо всём на свете. И самое важное в развивающих занятиях – не регулярность или продолжительность, а удовольствие от общения и взаимная любовь. Кто обеспечит эти условия лучше родного человека? Но жизнь зачастую такова, что даже осознающая все эти психологические преимущества мама не может позволить себе роскошь бросить работу и посвятить своё время ребёнку, как бы ей этого ни хотелось. И если требуется найти альтернативу детсадику, психолог Елена Павловна видит лучшее решение в помощи… бабушки!

– Бабушка – это не только родной малышу человек. Это – постоянный контроль, привыкая к которому со временем, ребёнок научается контролировать себя уже самостоятельно.

Многие отрадные воспоминания детства связаны у взрослых людей как раз с бабушками. Бабушки моих ровесников часто были людьми малограмотными, но многолюбящими. Они и читали-то с трудом, но умели обращаться с прялкой, вязать внукам носки и печь неповторимые булочки. Елена Павловна рассказала, что во время учёбы новосибирский профессор из Академгородка объяснял им причины современного семейного кризиса тем, что нарушена преемственность поколений. Что бабушки стали жить своей жизнью, отдельной от внуков, а дедушки, бросившие некогда семью с детьми, доживают жизнь в одиночестве. Никто ни о ком не заботится, никто никому не обязан. Но это уже тема другого разговора…

Пока же остаётся признать лишь одно: отдать ли ребёнка в садик или нет – это зависит не только от педагогических возможностей и желания родителей. Не худо бы помнить, что каждый ребёнок индивидуален, и если один доволен жизнью, проводя время с бабушкой или мамой, другому этого круга общения будет мало. И наоборот.

АКЦЕНТЫ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ

На сегодняшний день 1287 детей в районе пользуются услугами дошкольного образования, что составляет 79 процентов от общего количества детей. У нас практикуются следующие формы дошкольного образования: группы с полным днём пребывания, группы интегрированного кратковременного пребывания, кратковременные группы, консультационно-методические группы (работают в Казанском, Новоселезнёво, Гагарье, Копотилово, Ильинке и Яровском). Около шестисот детей до семи лет являются на данный момент «неорганизованными», то есть не посещают ДОУ.

Автор: Екатерина ТЕРЛЕЕВА