Медиакарта
14:49 | 16 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Это будет красиво, не хуже, чем в Европе»

«Это будет красиво, не хуже, чем в Европе»
11:28 | 29 апреля 2013
Источник:

24–25 апреля в Тюмени проходил второй всероссийский форум по франчайзингу

Накануне форума журналисты областных СМИ встретились с исполнительным директором Российской ассоциации франчайзинга Юрием Михайличенко и начальником Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Андреем Пантелеевым.

А.П.: Организаторами форума являются правительство Тюменской области, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

Генеральный партнёр мероприятия – ОАО «Сбербанк России». Впервые форум проводится два дня, потому что к франчайзингу у предпринимателей сегодня большой интерес. В рамках форума будет работать выставка – представлено около 50 франшиз. Рекордное число! Немного таких выставок проходит в Российской Федерации. В первый день состоится дискуссия о значимости франчайзинга в масштабах мира, страны и региона. Пройдёт круглый стол, где будут обсуждаться вопросы с муниципальными образованиями и регионами на предмет значимости регионального франчайзинга, который ещё в прошлом году был озвучен как одна из успешных технологий развития малого и среднего бизнеса на этих территориях. На форуме представлено 17 регионов, зарегистрировалось около 400 участников. Второй день посвятим тем, кто хочет узнать, что такое франчайзинг, и желает понять – нужен ли он им, как покупать и выбирать такие франшизы, по которым будет качественно выстраиваться работа. Запланированы мастер-классы для региональных франчайзеров. Представители трёх компаний, которые занимаются написанием франшиз, будут учить – рассказывать и показывать, как это делать, чтобы франшиза была дееспособной. Это всё практики. У наших компаний, которые хотят написать свою франшизу, будет возможность познакомиться с ними, чтобы выстроить свою франшизу.

Ю. М.: Раньше франчайзинг ассоциировался с уже существующими глобальными и, как правило, иностранными брендами. Во многих развитых странах 60–70 процентов франчайзинговых компаний – это, прежде всего, национальные бренды. Уникальность данной площадки в том, что мы начинаем говорить об этом не в Москве, не в Санкт-Петербурге, а в Тюменском регионе. Пора взращивать наши национальные бренды, продвигать их на внутреннем рынке и за рубежом. Россия должна расти на интеллектуальных ресурсах, ведь она сильна талантами. Именно бренды приносят многим государствам известность, ассоциируют ту или иную страну с качеством жизни, отдыха, путешествий… К примеру, говоря о Великобритании, упоминаем знаменитые команды «Ягуар», «Ливерпуль», другие спортивные клубы. Надо, чтобы и нашу страну ассоциировали не только со спортом или нефтью, но и с её сильными национальными брендами, к примеру, с очень качественным сервисом. Мы эту работу начинаем здесь, в Тюмени. Из Сибири как из сердца России должно начинаться развитие её национальных брендов. Поэтому форум важен не только для ассоциации франчайзинга, но и для Российской Федерации в целом – как стартовая площадка, особенно в условиях нестабильной экономики. Надеюсь, он станет некой мотивацией для российских предпринимателей на создание своих мощных брендов. Сначала – на федеральном уровне, потом – и на международном.

– Почему выбрана именно Тюмень? (ГТРК «Регион-Тюмень»).

Ю.М.: Во-первых, это самый продвинутый в сфере франчайзинга регион. Здесь уже подрощены достаточно сильные внутренние франшизы, которые «пошли» по всей России. Во-вторых, очень комфортно работать с руководством области – инициатором, координатором, креативным менеджером, старающимся сделать полезное для развития бизнеса .

– А какие франшизы наших местных франчайзеров пришлись по сердцу другим регионам? («Тюменская правда»).

А.П.: В прошлом году на форуме Тюменскую область представляли шесть франшиз, в этом – восемь. «Копилку» франшиз пополнили детский образовательный центр «Ступеньки» и компания «Malloko». Участник предыдущего форума, успешно развивающаяся компания «Кванта плюс», подготовил новый бизнес-проект, который будет презентован на выставке. Это павильон со всеми сервисными предложениями. Активно продвигается компания «Этажи». В прошлом году, заявив о франчайзинге, она продала по стране больше десятка франшиз. В течение трёх-пяти лет компания планирует стать крупнейшим в России федеральным агентством недвижимости. Тюменская компания «Мебельвилль» – пионер на рынке франчайзинга, начала работать много лет назад. Имеет более двадцати объектов в других регионах, Казахстане. Всё это ещё раз доказывает, что франчайзинг – отличный инструмент завоевания внутреннего и внешних региональных рынков.

– Предусмотрена ли государственная поддержка предпринимателей, работающих по франчайзингу? («Тюменская область сегодня»).

А.П.: На форуме будем говорить и об этом. Считаю, что франчайзингу в России уделяется недостаточно внимания. Когда начинали им заниматься, банки считали его старт-апом и отказывались финансировать. На сегодня уже есть банковские продукты для франчайзинга. Банки, наконец, поняли, что это не бизнес «с нуля», а уже отработанная технология. Мы хотим поднять вопрос: а что ещё нужно сделать для поддержки и развития франчайзинга? Франчайзинг может стать локомотивом для нивелирования различий между столичными региональными городами и остальными муниципальными образованиями. Об этом идёт речь на панельной дискуссии. Необходимо сделать так, чтобы среда проживания была комфортной не только в крупном городе, но и во всём регионе, чтобы люди и здесь, и там получали качественную услугу. Большая роль в этом отводится, как коммуникатору, в первую очередь государственным служащим, руководителям муниципальных образований. Мы расскажем о том, какую просветительскую и организаторскую работу они должны вести, чтобы эта бизнес-технология начала взращиваться. К франчайзингу нужно привыкать! Это мы поняли, когда проводили первый форум. Только через год начали покупаться франшизы, которые привезли тогда участники. Есть некий отложенный эффект, и в принципе не надо с этим бороться, но постоянно работать, стимулировать, чтобы человек всё больше верил в новый бизнес-продукт. И мы видим: как только в Тюмени несколько предпринимателей обратились к франчайзингу, всё остальное бизнес-сообщество подхватило. Роль господдержки здесь большая, но она, по большому счёту, заключается не в финансировании, а в организации этой деятельности – стимулировании банков, нахождении инвесторов, активной работе с муниципальными образованиями. Это в первую очередь. Но если на форуме появятся какие-то другие полезные для развития франчайзинга предложения, то они будут направлены в Минэкономразвития РФ и другие министерства, которые могут иметь отношение к данной бизнес-технологии.

– Много ли денег надо предпринимателю, чтобы открыть своё дело с помощью франчайзинга? («Тюменская область сегодня»).

А.П.: Чем хороша выставка франшиз в рамках форума? Тем, что есть предложения с небольшими инвестициями. Паушальный взнос может быть всего около 50 тысяч, и за сам проект – 300 тысяч рублей. Компания-франчайзер помогает предпринимателю организовать бизнес, при этом нет огромных рисков. К нам приедут франшизы из других регионов, которые должны быть интересны муниципальному бизнесу. И это не просто торговля, а зачастую услуги, связанные с образованием или службой быта. Много будет интересных проектов! Франчайзеры из регионов отказались от других выставок и поехали именно к нам, потому что региональное направление сегодня очень интересует Тюмень.

Ю.М.: Хочу развенчать миф: «Франшиза – это дорого». Входя во франчайзинг, не обязательно обладать полным пакетом инвестиций, которые нужны для осуществления этой концепции. Во всём мире, в том числе и в России, франчайзинг строится на заёмных деньгах. Сейчас появляются банковские кредиты для данной бизнес-технологии. Сбербанк РФ начал год назад активно продвигать свои продукты. Подтянулись и другие банки. Росбанк запустил новый продукт. ВТБ24 начинает работу в этой сфере. В программе федерального развития Минэкономразвития РФ есть субсидии и гранты, направленные на поддержку франчайзинга.

– У предпринимателя есть небольшой бизнес – придорожный сервис. Может ли он при помощи договора франшизы сделать его «узнаваемым», то есть брендовым? («Тюменская область сегодня»).

А.П.: Сейчас активно работаем над формированием в Тюменской области системы придорожного сервиса. Создана отраслевая ассоциация. Будем делиться опытом и, естественно, подбирать франшизы для предпринимателей, которые на существующих точках готовы открыть бизнес по-новому. Это будет красиво, не хуже, чем в Европе, Америке, даже с теми же самыми узнаваемыми брендами, которые знакомы нашим соотечественникам по поездкам за границу. Думаю, ощущение комфортности проживания будет удерживать людей в родных местах. Ведь что их сейчас толкает на переезд в столицы? Низкий уровень сервиса, неудовлетворительное качество жилья, само качество жизни. Можно всё это исправить, в том числе и с помощью франчайзинга.

Ю.М.: Франчайзинг несёт культуру потребления, добротные услуги и продукты. Люди видят «у себя дома» то, что они встречают за рубежом. Поэтому чувствуют себя в другой стране комфортно, для них там всё знакомо, понятно, так как пользуются теми же услугами, которые предоставляются в родном регионе. «Выравнивание территорий» – это очень знаково. И мы замечаем: стоит только в одну отрасль погрузить франчайзинговый проект – и вся отрасль начинает подтягиваться, чтобы соответствовать стандартам. Плюсов от франчайзинга много, и самое главное – от регионов не требуется огромных инвестиций. Просто нужно культивировать правильное отношение к правильному бизнесу.

– В век всеобщей информатизации, Интернета «слизать» чью-то бизнес-модель не так уж трудно. Немного усилий на корректировку - и готовый бизнес «от франчайзера» покупать не надо. Есть свой проект… («Тюменская область сегодня»).

Ю.М.: Иногда это неплохой вариант. Но хочу предостеречь – если уж заимствовать, то заимствовать комплексно. Зачастую за внешней оболочкой человек не видит сути, то есть не понимает, как работает бизнес-модель. Поэтому если опыта нет – лучше взять готовую франшизу. Потренироваться, понять, как стандарты работают, полностью погрузиться на три-четыре года, а потом уже изобретать что-то своё. Кстати, большинство наших известных франчайзеров так и делает, поэтому появляется много новых федеральных брендов. Нередко идея просто лежит на поверхности. Во многих странах такой подход используется в ЖКХ. Едут в США, ещё куда-то, смотрят, как там устроено, «лепят» бренд и сразу «попадают в десятку».

– А в российском ЖКХ есть франчайзинговые проекты? («Тюменская правда»).

Ю.М.: Практически нет. К примеру, в Латинской Америке обслуживание жилого сектора почти полностью лежит на франчайзинге. Хорошо зарекомендовавшие себя модели ремонта кранов, установки кондиционеров, чистки бассейнов заводятся под бренд, обучаются люди, заполняется «сетка»… Всё это развивается и работает.

– Возможно обслуживание жилья в России по франчайзингу? («Тюменская правда»).

Ю.М.: Я бы не сравнивал бизнес и ЖКХ. Всё-таки жилищно-коммунальное хозяйство – институт комплексного содержания жилья, в котором десятки разных услуг. Вопрос в управлении. В странах со сложившейся культурой проживания действуют кондоминиумы. Изначально строят, изначально нанимают оператора жилого комплекса, который в соответствии с определёнными стандартами оказывает услуги.

А.П.: Функции по управлению ЖКХ должны исполнять управляющие компании, которые организуют работу профессионалов. У нас на УК «навешано» всё, поэтому эта «машина» становится неповоротливой. На мой взгляд, франчайзинг может работать в любой отрасли. Это технология продвижения бизнеса, технология обмена опытом и передачи его другому.

– Вы хотите сказать, что в ЖКХ всё же возможен франчайзинг? («Тюменская правда»).

А.П.: Я не вижу ограничений по франчайзингу.

Ю.М.: У франшизы есть определённые стандарты. Франшиза – это услуга. Ее покупают либо не покупают. Если жители покупают услугу – значит, есть возможность для конкурирующих предложений, из которых потребитель выберет приемлемое для него. Если потребитель ничего не покупает – вы ему продать ничего не сможете. Но у нас ЖКХ – фактически вменённая услуга, а существующие ТСЖ – несколько варварские организации…

– Франчайзинг в ЖКХ – утопия или реальность? Возможно, идея действительно лежит на поверхности… Где тот франчайзер-новатор, который не побоится «окунуться» в самую жуткую отрасль нашего жития-бытия – набившую оскомину «коммуналку»? Наверное, он ещё не родился… («Тюменская правда»).

Автор: Людмила ГУРЕУ, Михаил КАЛЯНОВ /фото/