(Продолжение. Начало в №№ 30, 33, 35-36)
СУДЬБА НА ВСЕХ ОДНА
Солдатские судьбы. Кто им хозяин? Кто угодно, но только не сам солдат. От него она не зависит. Как там у Булата Окуджавы?
«Надену вещмешок, шинель и каску,
В защитную окрашенную краску.
Иду себе, играя автоматом,
Как просто быть совсем простым солдатом».
И шли эти миллионы простых солдат по дорогам войны, не ведая о своей судьбе, но вершили судьбу одну, общую. Они вершили победу.
Михаил Зорин, уроженец деревни Благодатное, окончил Ишимский медицинский техникум в 1939 году и сразу был призван на службу. Разве мог он тогда подумать, что срочная служба растянется на семь с лишним лет, что придётся пройти ему дорогами войны от Белорусского Полесья до Берлина? В апреле 1942 года началась партизанская жизнь военфельдшера Зорина. Он был переправлен в отряд «Неуловимые партизаны» с Большой земли. Больше двух лет Михаил Константинович лечил раненых и больных партизан, их жён и детей, живущих вместе с отрядом. Надо ли рассказывать о тяготах лесной жизни в годы войны? Всё это с лихвой испытал на себе наш земляк. После освобождения Белоруссии партизаны влились во фронтовые соединения и продолжили воевать. Вернулся домой Михаил в 1946 году. А вот, что он делал после войны? Известно, что он долгие годы работал в районной больнице. А семья, а дети? Мы не ставили перед собой цель подробно рассказать о жизни каждого ветерана и использовали только те данные о них, которые хранились в архивах ветеранской организации районной больницы. Подкрепляли рассказы собственными воспоминаниями. И если Людмила Николаевна Черкасова больше знает и помнит о женщинах-ветеранах, то я больше знал мужчин-ветеранов, в числе которых был и мой отец.
Павел Моисеевич Устичев по возрасту был самый старший из всех ветеранов. Он родился в 1905 году. Срочную Павел Максимович отслужил ещё до 1930 года. До войны он обзавёлся семьёй. Что такое 36 лет? Да самый расцвет сил мужчины. Но это и не 20, и не 25, когда легко бежать, ложиться и подниматься бессчётное число раз. По мобилизации в 1941 году Павел Моисеевич был призван в действующую армию. А вот где воевал? Службу и места её прохождения можно определить по названию воинского соединения. А вот попробуй определи, где во время войны дислоцировалась воинская часть 29291. Это надо делать запрос в архивы Министерства обороны. А сам Устичев не рассказывал о своей службе. Насколько я помню, он был немногословен, деловит, требователен. Не любил, когда на территории районной больницы был беспорядок. Завхоз Устичев и беспорядок – понятия не совместимые. С него брал пример и обслуживающий персонал больницы. Вообще с заведующим хозяйством районной больнице везло. Их и сменилось не так уж много. И почти все уходили с этой должности на заслуженный отдых. Ну, такая особенность. Павел Моисеевич был, наверное, первым ветераном Великой Отечественной, которого провожали в последний путь всем коллективом. Он умер в 1975 году.
Семья Черняковых появилась в Казанском в конце 1961 года. Помнится, им дали квартиру в здании бывшей типографии по улице Республики. Глава семьи Владимир Иванович Черняков быстро стал душой коллектива районной больницы. Энергичный, с деловой хваткой, он и свои обязанности помощника санитарного врача исполнял чётко и ответственно. Порядочность, эрудиция, природный дар организатора позволяли ему наладить хорошие отношения и с населением райцентра. Его охотничьи байки с удовольствием слушали друзья по увлечению. Он был своим человеком в коллективе ДОСААФ и ДСО «Урожай». Владимир Иванович возглавлял районную организацию Красного Креста. При его непосредственном участии создавались на предприятиях и организациях санитарные дружины (время было такое). Но о фронтовом пути Владимира Ивановича Чернякова мало что известно. Он очень скудно об этом рассказывал. В ноябре 1941 года досрочно выпустился из Ворошиловского (с 1958 г. – Уссурийское) медицинского училища. Воевал с начала 1942 года и до конца войны в составе 19 кавалерийского корпуса. Имел пять боевых наград. Со службы вернулся только в середине 1946 года. К нам в район семья приехала из Ялуторовска. В 1992 году Владимира Ивановича Чернякова не стало.
С кавалерией была связана и фронтовая служба Поликарпа Степановича Шорохова. О его фронтовом пути можно судить лишь по наградам: медали «За отвагу», «За боевые заслуги».
В больнице вплоть до 1965 года было много лошадей. На них развозили обеды, на них к больным выезжали врачи и фельдшера, на них косили траву. Главным и единственным конюхом был как раз Поликарп Степанович. Приведу один разговор. Районное начальство тоже поезживало на лошадях в специальных райкомовских кошёвках. Так вот, один из начальников, отчитывая своего извозчика за то, что лошадь не почищена, выговаривал:
– Ты сходи, посмотри, какие лошади у Поликарпа!
Вот так он, Поликарп Степанович, работал.
Совсем немного поработали в районной больнице Иван Семёнович Мазуров и Илья Павлович Лебедев. У обоих за плечами война, её долгие вёрсты. Иван Семёнович – пехотинец, сержант. Илья Павлович – тоже. Он в первые дни войны попал в окружение. Оказался в легендарном партизанском соединении Ковпака. Оба они отцы моих друзей детства, которых зовут Валериями. Ребята! Вспомним об отцах.
(Продолжение следует)