Медиакарта
14:18 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Вернётся ли былая традиция

Вернётся ли былая традиция
11:32 | 07 мая 2013
Источник: Слава труду


С первого сентября 2013 года в России вступает в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или законодательством субъекта Российской Федерации. В данном законе прописано, что в России вводится новая школьная форма.


• «Вот так в школу ходила моя мама».

Школьная форма имеет богатую историю. Впервые она была введена ещё во времена Петра Первого. В 1834 году принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в Империи. В неё вошли гимназические и студенческие мундиры. Фасон школьной формы для мальчиков менялся с того времени много раз. В 1896 году утверждено положение о гимназической форме для девочек. В 1918-м гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена вместе со многими разумными наработками в области образования. Вернулись к ней только в 1949 году, тогда мальчиков одели в военные гимнастёрки с воротничком-стоечкой, девочек – в коричневые платья с чёрным фартуком для повседневной носки и белым – для праздников. Они полностью копировали форму дореволюционной российской гимназии. У мальчиков в последующее время она менялась несколько раз, у девочек – оставалась прежней.

По поводу обсуждения данной темы в актовом зале Дома детского творчества 18 апреля была проведена дискуссионная площадка «Школьная форма. За и против». Участниками встречи стали учащиеся 7-10 классов школ района, учителя, родители и приглашённые гости, которые выступали в роли экспертной группы. В их число вошли: начальник отдела образования Т.М. Алфёрова, директор Дома детского творчества А.Н. Алфёров, директор Кротовской средней общеобразовательной школы А.Н. Барабанщиков и педагог-организатор Дома детского творчества М.С. Пенежина.

О том, как дети ходят в школу сейчас, хорошо сказала в своём вступительном слове методист Дома детского творчества, ведущая мероприятия Т.В. Валенцева:

– В бурные перестроечные 80-е и капиталистические 90-е годы казалось, что школьная форма ушла из российских школ безвозвратно. Невзрачные сарафанчики и чёрные фартучки учениц сменились чудовищными блёстками, короткими юбками и джинсами с низкой посадкой. Через четырнадцать лет после официальной отмены школьной формы на государственном уровне многим стало понятно, что современная российская школа превратилась в подиум, где ученики демонстрируют финансовую состоятельность своих родителей. А вот на праздник последнего звонка в школе подавляющее большинство выпускниц одевается в форменные коричневые платья и белые фартуки, а молодые люди предпочитают синие курточки с погонами. Логично это было лет 10-12 назад, когда выпускники ещё застали период одинаковой формы и в то же время, учась в старших классах, не успели от неё отвыкнуть. Тогда такие наряды принимались за проявление ностальгии по уходящему детству. Современные же школьники не имеют никакого представления о том, как это, будучи поголовно одинаковыми, можно суметь проявить свою индивидуальность, но продолжают следовать традициям.

По тому, как проходила эта встреча, было видно, что работниками ДДТ проведена огромная предварительная работа: подготовлены слайды с фотографиями и рисунками от гимназистов времён Петра Первого до наших дней. Живые модели наглядно показали, как могут выглядеть учащиеся, надев школьную форму.

После демонстрации всего подготовленного материала по этой теме слово предоставили начальнику отдела образования Аромашевского района Т.М. Алфёровой:

– С января и по первое сентября нам поручено решить вопрос по реализации пункта 18 части 3 статьи 28 Закона об образовании «Об установлении требований к одежде обучающихся». Это касается всех программ обучения, то есть начального, основного и среднего общих образований. Данной статьёй государство предлагает нам, начиная с первого и по одиннадцатый классы, ввести школьную форму. Комментируя упомянутую статью закона, могу сказать, что она не говорит о том, что с первого сентября все обязаны прийти в школу в единой форме. Это право выбора родителей, учащихся и педагогов. Но однозначно – её будут требовать. В этом отношении каждой школе и даже каждому классу предоставлено право выбрать для себя определённый стиль одежды. Ведущими модельерами страны уже разработано несколько таких образцов, но никто не говорит о том, что приобретать её нужно будет обязательно. Сейчас главная задача тех, кого касается этот вопрос, – определиться с тем, нужна ли нам форма? Какой она будет? И для чего это всё нужно? – сказала Татьяна Михайловна.

Обсуждение назревшей темы длилось более часа. Своё мнение «за» и «против» высказали учащиеся, наиболее активными из которых стали Дамир Сайдулин из Новопетровской средней школы и Вика Звонкова из Аромашевской. Были выслушаны и родители – С.С. Гнедовская и Е.М. Феденок. Свою точку зрения выразили и директора школ.

Подводя итог обсуждению, ведущая дискуссии предложила подняться учащимся, согласным с введением школьной формы. Все присутствующие школьники встали. Родители с их мнением согласились.


Уважаемые читатели! Мы приглашаем всех заинтересованных лиц к разговору о введении школьной формы. Согласны ли вы с обязательным введением форменной одежды в школе или категорически против? Какой вы представляете форму 21 века? Нужно ли разнообразие форм для каждого возрастного школьного звена? Особенно интересно узнать мнение тех, кому придётся в следующем учебном году носить форму, и, конечно же, тех, кому придётся эту форму покупать. Пишите нам в редакцию, будем рады предоставить газетную площадь под дискуссионную площадку на эту важную для многих тему.


• Свои доводы на тему приводит директор Малиновской школы Е.П. Фокина


ЕСТЬ МНЕНИЕ

Школьная форма: «за» и «против»

По поводу школьной формы спорят не только педагоги, родители, но и учащиеся. Школьная форма – знак того, что ты – ученик. Вспоминая свои школьные годы, хочется сказать, что в наше время мы и думать не смели, что можно в школе появляться в чём-то другом. У девочек – классическое коричневое платье с чёрным (повседневным) или белым (для торжественных мероприятий) фартуком. Платья были скромно украшены кружевными воротничками и манжетами. Ношение воротничка и манжетов обязательно. У мальчиков покрой курток напоминал классические джинсовые куртки. На боковой части рукава нашита эмблема из мягкого пластика с нарисованным открытым учебником и восходящим солнцем. В начале 1980-х старшеклассники носили классический брючный костюм. Цвет ткани был по-прежнему синий.

Форма всегда дисциплинировала учащихся, внешний вид одноклассников настраивает на учебный процесс. Школа – это не клуб, это место, где нужно трудиться, добывать и давать знания. Она должна быть удобной. Иногда педагоги собственными силами вводят некое подобие школьной формы: настаивают на деловом стиле, но не всегда находят поддержку со стороны родителей и понимание со стороны учащихся.

Хочется задать вопрос современным детям: почему более десятка лет коричневое платье и белый фартук – традиционная школьная форма бабушек и мам – в день последнего звонка предпочитают именно этот незамысловатый наряд всем новинкам моды? Что это – дань традиции или желание быть красивыми, нарядными и ещё раз на мгновение прикоснуться к школьному братству?.. Постараюсь ответить сама, почему в последние годы этот наряд стал очень популярным у одиннадцатиклассников. Согласитесь, что смотрится привлекательно и неординарно. Школьная форма как бы напоминает, что девочки-выпускницы – пока ещё дети – делают первый шаг во взрослую жизнь. Может быть, ностальгия родителей по школьным годам передалась их детям, поэтому мода на ретро-стиль вошла в нашу современность.

Сейчас, когда к началу нового учебного года в России вновь появится обязательная форма, многие школы будут вводить свой вариант. На мой взгляд, классический – является удачной альтернативой любой другой школьной одежде. Она испытана годами.

Галина ШАРОВА, учитель русского языка и литературы Аромашевской средней школы


Фото: автор.

Автор: Сергей СТЕПАНЮК