Экологические проблемы в настоящее время весьма актуальны. Давно назрела необходимость организации работы по формированию культуры природопользования и экологического сознания в обществе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Воспитатели детского сада «Сказка» хорошо это понимают и для правильного развития детей в данном направлении разрабатывают конкурсы. Один из них – «Огород на подоконнике» – стал в учреждении традиционным и длится на протяжении нескольких месяцев.
Любознательность, ответственность за сохранение объекта природы, стремление логически мыслить, наблюдать, устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой и многие другие полезные качества развиваются у ребёнка через общение с природой, оказывая на него положительное влияние. Готовя подобные мероприятия в каждой возрастной группе, воспитатели вовлекают в них детей, которые помогают в высеве семян, поливке всходов и с удовольствием наблюдают за их ростом. Таким образом, педагоги добиваются поставленной цели – формирования устойчивого интереса детей к природе, создания благоприятных условий для воспитания чувства уважения к труженикам садов, огородов, полей, а также стремления оказывать посильную помощь родителям в работе на приусадебном участке и садово-огородных работах на территории дошкольного учреждения.
К примеру, в первой младшей группе детского сада «Сказка» (Теремок) воспитанники вместе с воспитателем Еленой Юрьевной Сезёвой среди прочих растений посадили и репу. Всходы вкусного и полезного корнеплода, хорошо знакомого им из знаменитой сказки, стали самыми любимыми. Дети каждое утро, входя в группу, первым делом проверяют, как они подросли и когда уже можно будет их попробовать.
Удивляет и их бережное отношение к своему огороду. Обойдя группы всего дошкольного учреждения, располагающегося в трёх зданиях, члены жюри, состоящего из методиста отдела образования Е.М. Барабанщиковой, специалиста сельской администрации Г.Е. Самариной и педагога дополнительного образования Н.А. Носовой, ни на одном участке не увидели повреждённых или выдернутых растений. А расположены они в доступных для детей местах.
Как проводят воспитатели эту работу, красноречиво говорят расположенные рядом с посадками таблички. На них записано, когда посеяны семена того или иного растения, когда появились первые всходы, как называется выращиваемая культура. А воспитатель Галина Александровна Матяшева ещё и «увековечила» труд детей на приусадебном участке при помощи фотографий.
– Поскольку этот конкурс проводится уже несколько лет подряд, заметно выросло и творчество воспитателей, – говорит заместитель директора О.Ф. Кицова. – Появились и символические названия: «Усадьба Капелькиных», «Дачный участок Урожай», «Станция Ромашково», «Усадьба трёх поросят» и многие другие, которые они стараются отобразить на огородах. Садят бобы и картофель, уже цветут огурцы и помидоры, горох, фасоль, перец, различные салаты, обязательно присутствует рассада для цветов. На некоторых участках насчитывается более двадцати наименований. О растениях, которые находятся под детским присмотром, у ребят уже есть полное представление. На грядках они их не спутают.
После подведения итогов независимым жюри призовые места распределились следующим образом. Первое место заняли воспитатели Г.А. Матяшева и Е.П. Сергеева, второе – Л.С. Некрасова и Н.И. Денисова и третье – И.Ю. Брызгалова.
– Большое спасибо надо сказать и родителям, оказывающим большую помощь в начинаниях воспитателей, – подытожила свой небольшой экскурс по учреждению Ольга Фёдоровна.
Подведение итогов конкурса к 22 апреля было приурочено неслучайно. С недавнего времени в этот день отмечается праздник, который называется Днём Земли. Ему в детском саду посвятили концертную программу, участие в которой приняли все группы. Дети исполняли песни и читали стихи о Земле и природе, с удовольствием участвовали в театрализованных сценках.
Пришедшие на праздник гости увидели итог проведённой воспитателями работы. Во время подготовки мероприятия они вместе с воспитателями дополнительного образования учили детей бережному отношению ко всему живому на Земле, узнавать птиц по голосам, животных по повадкам, а деревья по листьям.
Глядя на то, как дошколята свободно ориентируются во всём этом, можно быть уверенным, что, используя полученные в раннем детстве знания о природе, в дальнейшем они научатся понимать её красоту, будут уметь ею любоваться, а главное – ценить и беречь.
• Конкурсная работа «У бабушки в деревне» педагога Е.Ю. Сезёвой, её воспитанников и их родителей.
Фото: автор.