Медиакарта
19:24 | 3 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Память хранит

Память хранит
17:12 | 07 мая 2013

Когда началась война, мне было 9 месяцев, а брату Коле 2 года. Отца, Кирилла Афонасьевича Гордеева, сразу же взяли на фронт, а с мамой кроме нас осталась еще двоюродная сестренка, так как ее отца расстреляли в 1937 году, в 1956 году реабилитировали.

В деревне, а мы жили тогда в Южно-Плетнево, прошел слух, что солдат будут везти через станцию Вагай. Мама с нами и еще многие женщины с детьми ночевали на вокзале, но состав промчался мимо, а солдаты только махали руками.

Когда закончилась война, отец писал, что еще вилами по воде написано, когда они вернутся домой, так как началась война с японцами. В 1945 году пришла на отца похоронка. Это я уже сама помню, как мама все время плакала перед фотографией отца.

Мама говорила: уйду на работу - вы спите, приду - вы тоже спите. С нами была няня, а мама работала на пимокатке, катали валенки, вязали носки, перчатки, все отправляли на фронт. Мама все умела: ткать половики, вязать, шить, класть кирпичи. Она и няню всему научила. Помню, как купили гитару, няня на ней песни играла, гитара плакала, а по праздникам приходили мамины подружки, пели и тоже плакали.

Мы как могли помогали маме: караулили цыплят от коршуна, пасли уток, встречали с выпасов корову. Ходили на станцию за жмыхом, а иногда няня приносила с поля колоски, которые мололи на жерновах. Всегда ждали маму с покоса, потому что в это время им давали по куску хлеба.

А какие снежные были зимы! Иногда мы не могли открыть калитку и перелазили через верх. А наша речка!

Когда окучивали картошку, спешили сделать работу и быстрее купаться. Весной по ней плыли льдины, однажды плыла чья-то баня. Летом в картошке было много ягод, мы называли их черный паслен.

А потом переехали жить в село Омутинское.

В старших классах мне с трудом давалась физика, и когда я не могла решить задачу, учитель Николай Михайлович Казаринов говорил: «Эх, тяжела ты, шапка Мономаха. Садись, Гордеева, два». Зато я любила литературу и русский, молодую, красивую и очень добрую учительницу ботаники Агриппину Вавиловну Сунцову. Наша улица Заречная была для нас самой лучшей. Было много ребят и девчат, мы гуляли и пели песню «Когда весна придет, не знаю», ходили на танцплощадку.

Потом я уехала в Тюмень, но всегда с трепетом в сердце приезжаю в Омутинское. Даже внука Андрея крестили здесь. В Омутинке стоит памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Когда иду, думаю: это он, отец, молодой, высокий. Ему не было и 30 лет, когда он погиб, его фамилия высечена на памятнике: Гордеев Кирилл Афонасьевич.

Я хочу поздравить своих земляков, одноклассниц, подруг, тетю Улю Иванову, тетю Марию Макарову (они жили неподалеку от мамы и общались с ней) с праздником Победы! Я желаю всем благополучия, счастья и долгих лет жизни. Всем, всем.

Автор: С уважением, Г. Бородина (Гордеева в девичестве)