Медиакарта
1:03 | 9 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Фронтовые вёрсты

Фронтовые вёрсты
07:38 | 08 мая 2013
Источник: Призыв

При жизни участника Великой Отечественной войны, моего земляка Владимира Викторовича Акулова, не раз доводилось беседовать с ним. Это был интересный, душевный человек. Слышал его рассказы о фронтовых дорогах.

Довелось Владимиру Викторовичу воевать в 1943 году на Первом Украинском фронте, сформированном в Ясной Поляне под Тулой. Был в составе 69-й механизированной бригады 3-й танковой армии, имел звание младшего сержанта. «Такой курьёз со мной случился, – рассказывал он мне. – Засорился мой ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина), и я решил его в траншее прочистить. Расстелил шинель, разобрал пистолет, протираю. Вдруг появился командир, закричал на меня и приказал стрелять. Хотя я ППШ почистил, но выстрелить не мог, так как шпилька – ось спускового крючка – утерялась. Разгневался командир и побежал докладывать вышестоящему начальству. Не довелось бы нам беседовать с тобой сейчас, если бы не смекалка да страх за жизнь. Вырвал я верхний крючок шинели зубами, сломил одну половинку и заменил ось. Приходит «тройка» (трибунал) судить меня военно-полевым судом, приказывают стрелять. Ну, думаю, последний раз стреляю. Выпускаю длинную очередь на удивление этой «тройки». Они интересуются: как смог восстановить неисправность? А я им в ответ: «Жить захочешь, не такое сделаешь». Посмеялись и оставили в покое».

А вот ещё воспоминания Владимира Викторовича. «Наша часть остановилась в двадцати километрах от Днепра. Многочисленные овраги, редколесье, а то и вовсе открытое место. А за Днепром – вражеские пехотные части. Чтобы подойти к Днепру с наименьшими потерями, я вызвался провести войска. Скрытно шли, пробирались оврагами. Когда к ночи добрались до берегов на понтонных лодках, по двадцать человек в каждой, переправились осторожно через реку. Командир батареи был фронтовик опытный, вывел на подходящую возвышенность, приказал окопаться. А с рассветом такое началось!.. К ночи к нам поступило много техники, ударили по врагу, отогнали и двинулись на Киев. А там подоспели свежие части, сменили нас, взяли немцев в котёл. Мы же Киев обошли стороной. Я тогда был награждён, но узнал об этом только в 1946 году». Рассказывал Владимир Викторович о том, как в разведке был ранен в ногу осколком гранаты. После десятидневного пребывания в госпитале отстал от своей части, встретил однополчан случайно в Польше. При штурме Берлина вновь был ранен снайпером в ногу разрывной пулей. Случилось это за четыре дня до объявления Победы. «Лежу, боли адские. Подходит девушка-немка, протягивает бокал шнапса. Ну, думаю, отравить хочет, и… выпил. А вскоре меня подобрал санитарный батальон, и я полгода провёл в госпитале. Там получил письмо от друга, из которого узнал, что представлен к наградам». Уже дома Владимир Викторович Акулов получил из Тюменского областного военкомата сразу два ордена Красной Звезды.

Автор: Л. Иванов