Сегодня на территории Слободчиковского сельского поселения фронтовиков в живых не осталось, но проживают 34 ветерана труда, труженика тыла. Одна из них – Мавра Михайловна Клеменко, которой 25 мая исполнится 88 лет. Хотя в жизни на её долю выпало много трудностей, испытаний, за женщиной по сей день не требуется ухода, она обслуживает себя и даже удивляет сына Анатолия некоторыми своими способностями.
– Мавра Михайловна – это моя мама, сейчас она проживает со мной, – сказал Анатолий Михайлович Клименко – глава Слободчиковского сельского поселения. Чувствует себя неплохо, насколько это возможно в её возрасте, правда, со слухом не всё в порядке.
Вошли с хозяином в просторный дом с тщательно убранными комнатами, в одной из них на диване у окна сидела женщина в почтенном возрасте. Познакомились. Мавра Михайловна, очевидно от волнения, вначале, немного путаясь, стала рассказывать о себе.
Не только молодые и взрослые годы, но и прекрасная пора детства для неё оказалась вовсе не такой. Трое детей, среди которых росла и Мавра, были ещё маленькими, когда семью постигло горе: от болезни умерла жена и мама. Отец женился во второй раз, но мачеха в отношениях с пасынками оказалась очень суровой. Кроме того, в семье один за другим появились ещё трое детей. Не родные для хозяйки дети оказались по существу предоставлены сами себе.
Мавра с детских лет выполняла различную физическую работу в местном колхозе, которых в конце тридцатых годов прошлого века в сибирских деревнях появилось великое множество, причём с однотипными названиями, в основном в честь советских вождей. Ей исполнилось 16, когда грянула Великая Отечественная война.
Как известно, все военнообязанные мужчины, а также материально-технические ресурсы были быстро мобилизованы для организации отпора врагу. Малограмотную Мавру вместе с двумя слободчиковскими девушками направили в Аромашево на курсы для прохождения начальной военной подготовки. После этого – вновь работа, работа, в соответствии с государственным кличем: «Всё для фронта, всё для Победы!».
– Михаил, что же ты свою дочь заставляешь косить в колхозе, ведь она ещё совсем молоденькая, – говорили отцу односельчане.
– Пусть привыкает, – отвечал он. – У нас семья-то большая, кто же будет её кормить. Хоть что-нибудь заработает.
И Мавра старалась, зарабатывала: на конях боронила поля, возила из-под комбайнов на склад тяжеленные мешки с зерном, выполняла любую работу, на которую направляли. Чуть позже её определили дояркой. Свою группу из 12 коров доила вручную три раза в день. Причём было заведено так: летом женщины в поле косили траву или пололи, заготавливали на корм скоту корнеплоды, в основном турнепс. Пастухи для доения коров пригоняли прямо в поле. Для женщин это было сущее мучение: животные не стояли на месте, кроме зноя, их мучили полчища кровососущего гнуса, вымя и дойки в крови от покусов, коровы не позволяли за них взяться. Были случаи ушибов и даже увечий доярок от нанесённых животными ударов.
Полученную продукцию в бидонах женщины грузили на повозки и всю до грамма доставляли на молоканку для переработки. Всё выполняли женщины и дети. А тут ещё новость: отца Мавры Михаила Петровича в возрасте 47 лет призвали на службу в трудовую армию, хотя у него была, как тогда называли, «бронь», то есть отсрочка.
– А ну, девочки, спойте для меня на прощание, – попросил он дочерей, собирая сумку. – Я вас уж больше не увижу и не услышу.
Так и случилось: глава семьи погиб в чужом краю.
Но жизнь продолжалась. Как-то ранним майским утром Мавра Михайловна шла на молоканку отгружать молочную продукцию в райцентр. Вдруг из громкоговорителя, что висел на столбе, услышала весть о долгожданной победе над фашистами. Тут же побежала домой, разбудила ещё спящих родственников, радостно восклицая:
– Вы что спите – По-бе-да!
Радовались всей деревней: обнимались и целовались совсем чужие люди.
В 1953 году Мавра вышла замуж за местного парня Михаила Павловича, с которым в любви и согласии прожили более полувека, справив золотую свадьбу. От тяжёлой работы у женщины стали болеть руки, и она перешла на работу уборщицей в местный Дом культуры. За многолетний добросовестный труд Мавру Михайловну не раз награждали знаками «Ударник пятилетки», почётными грамотами. Вместе с ныне покойным мужем вырастили, воспитали, выучили, вывели в люди четверых детей, которые сегодня живут своими семьями.
Сын Анатолий Михайлович решил, что негоже жить матери одной в преклонном возрасте в отдельном домике, лучше вместе с ним. Живут в согласии. Когда сыну требуется что-либо зашить или вдеть нитку в иглу, помогает мама – самому-то сложно из-за слабого зрения. Мавра Михайловна без очков читает газету и рассказывает новости. Так что каждый занимается своим делом.
Фото: автор.