9 МАЯ - ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Всё дальше уходят в историю суровые годы Великой Отечественной войны, и время безжалостно уносит от нас участников тех страшных событий. Поколение, чья молодость пришлась на военное лихолетье, в полной мере узнало, что такое чёрная полоса в жизни, и как она делит эту самую жизнь на До и После.
Матрёна Петровна Колышкина (Плесовских в девичестве) родилась в селе Русаково в 1924 году. Окончила местную начальную школу и три года проучилась в Малиновке, получая семилетнее образование. Была мечта учиться и дальше, но родители болели, а в семье четверо детей, так что в 14 лет она устроилась учётчицей в Сорочкинскую МТС. Небольшой, но стабильный заработок стал весомым вкладом в семейный бюджет, жизнь налаживалась.
В середине июня 1941-го привезли из больницы пошедшую на поправку маму, которая долго лечилась после очередного сердечного приступа. Но пожить ей было не суждено. Известие о начале войны стало для её больного сердца последним ударом: в тот же день она скончалась.
Через год военкомат направил восемнадцатилетнюю Мотю на курсы военных телефонистов, где инструктором был вернувшийся с фронта инвалид Геннадий Куштаров. Он прекрасно понимал, куда направят его учениц и поэтому к их подготовке относился серьёзно, создавая условия приближённые к оккупационным. Кроме учёбы, девчонки ходили в наряды, дежурили по ночам, изучали стрелковое оружие и гранаты.
Немного времени прошло после окончания курсов Геннадия Степановича. Очередная повестка военкомата означала призыв на войну. Не стёрлись в памяти Матрёны Петровны эти суматошные дни спешных сборов: выделенный от МТС пуд муки на «подорожники», путь на станцию, Голышмановский сборный пункт и то, как впервые увидела поезд.
Пока военный эшелон добирался до Сталинграда, битва за него закончилась. Перед прибывшими сюда девушками лежали руины. Среди них сибирячка увидела каким-то чудом уцелевшую яблоню с ещё зелёными плодами, конечно же, попробовала и сморщилась – кислятина. Девушки-южанки засмеялись: ничего, мол, мы дождёмся, чтобы они поспели.
Следующий город, вернее, то, что от него осталось, был Кривой Рог. Здесь им под казарму определили сарай с соломой, выдали обмундирование, предложили выбрать дальнейшую военную профессию и пройти по ней курсы. Требовались телефонисты, прожектористы и опознаватели немецких бомбардировщиков. Мотя выбрала последнюю, и после прохождения коротких курсов стала бойцом 28-го отдельного зенитно-прожекторного батальона, состоящего из девушек.
Советская армия наступала, и батальон менял город за городом. Немцы ожесточённо сопротивлялись. Под особенно жёсткую бомбёжку попали в городе Ровно. В ту ночь Мотя Плесовских дежурила на вышке. Высотой с трёхэтажный дом. Нарастающий гул самолётов разных марок она услышала заранее и успела сообщить о них в штаб и по точкам, которых было 16, чтоб там включили прожекторы. Бомбы взрывались в разных концах города и совсем рядом. Одна из них попала в дом, где после смены отдыхали разведчики, все они сгорели. Через несколько минут из-за плотно затянувшего город дыма ничего не стало видно, а пост покидать всё равно нельзя. Немцы хорошо подготовились к этой атаке: сделали фотографии в предварительных разведывательных полётах и изучили места нахождения наших войск. Много девушек тогда полегло в их батальоне, но Матрёне Петровне бог сохранил жизнь.
Победу встретила в Югославии, и осенью 45-го вместе с подругами из Москвы и Ленинграда, с которыми поддерживала связь пока они были живы, и девушками из других сибирских городов возвращалась домой. Родное село встречало её как героиню.
К СВЕДЕНИЮ
Сейчас на территории Аромашевского района проживают 28 участников Великой Отечественной войны, 426 ветеранов, родившихся до 31 декабря 1931 года, и 186 детей погибших участников Великой Отечественной войны. Екатерина Пантелеевна Сорокина – вдова погибшего участника войны (Аромашево). Анатолий Антонович Власов – житель блокадного Ленинграда (Новоберезовское сельское поселение, деревня Большой Кусеряк). Екатерина Григорьевна Галий – малолетняя узница концлагеря (Аромашево).
Фото: из семейного архива.