Тему о пользе и вреде травяных палов на страницах нашей газеты поднимали уже не раз. Но реальность заставляет возвращаться к ней вновь и вновь. Когда горит трава, лес в опасности! Сегодня мы беседуем об этом с С.Н.Забелиным, заместителем директора Сладковского филиала ГБУ ТО «Тюменская база авиационной и наземной охраны лесов».
– Сергей Николаевич, в травяных пожарах повинна рука человека?
– Практически все травяные палы происходят по вине людей. Иногда выжигание травы проводится умышленно сельскохозяйственными предприятиями для очистки угодий от нежелательной растительности. Но даже такие палы часто выходят из-под контроля и распространяются на очень большие расстояния, нанося не меньший ущерб, чем изначально неконтролируемые палы. Ещё чаще причиной травяных пожаров становятся хулиганские действия или простая неосторожность: оставленный без присмотра костёр, брошенный окурок, искра из глушителя мотоцикла или автомобиля и т.д. Конечно, бывают палы по естественным причинам – от молнии, но это случается крайне редко.
– Сезон травяных палов приходится только на весну?
– В основном. При этом сезон травяных палов значительно короче, чем сезон лесных и тем более торфяных пожаров. В большинстве случаев он продолжается три-четыре недели – со времени схода снега и высыхания сухой прошлогодней травы на открытых участках до начала активного роста молодой травы. Однако травяные палы носят более массовый характер, охватывают значительные площади и распространяются часто во много раз быстрее, что затрудняет тушение. Практически единственным эффективным способом борьбы с такими палами является их предотвращение, которое требует слаженных и осознанных действий со стороны органов местного самоуправления, сельскохозяйственных и лесохозяйственных организаций, а также максимальной ответственности и осторожности со стороны жителей.
– Травяной пал проводят из-за благих намерений, но есть ли в этом реальная польза?
– Пользы на самом деле немного. Основной довод защитников выжигания травы состоит в том, что это прогревает почву и обогащает её золой от сгоревшей травы, в результате чего на выжженных участках трава появляется быстрее и растёт лучше. Но эффект более быстрого роста является кажущимся: сухая трава просто скрывает поначалу молодые побеги, и невыжженные участки кажутся серыми, в то время как на почерневших выжженных зелёная трава хорошо заметна. Почва от беглого травяного пала прогревается совсем незначительно, но при этом находящиеся у самой поверхности грунта семена уничтожаются, так что итог от такого «прогревания» – нулевой. Что же касается удобрения почвы золой, то огонь не добавляет ничего нового: минеральные питательные вещества, содержащиеся в золе, всё равно попали бы в почву при разложении сухой травы (а летом, в тепле, она разлагается очень быстро). Лишь в степях, где сухая трава может сохраняться на протяжении многих лет, травяной пожар способен обогатить почву доступными для растений веществами – но исключительно за счёт будущего, поскольку травяной пожар лишь изменяет доступность этих элементов, не увеличивая их количество.
– Сергей Николаевич, какой вывод следует из всего вышесказанного?
– О вреде травяных пожаров можно сказать гораздо больше. Аргументов вполне достаточно для того, чтобы отказаться от практики отжигов. Существуют примеры причинения большого ущерба лесному фонду из-за палов. К сожалению, в настоящее время единственное, что может как-то снизить количество травяных пожаров и смягчить наносимый ими ущерб – это грамотность и сознательность граждан, руководителей сельхозорганизаций и полный отказ от преднамеренного выжигания сухой растительности.
Беседу вела
Анастасия ГАЦАЕВА