Медиакарта
4:21 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Работа со словом

Работа со словом
14:59 | 13 мая 2013

Беру на себя смелость объяснить родителям, что ЕГЭ бояться не надо. Я это проверила на собственном опыте. В последние годы преподавание русского языка ведётся по-новому. Нет «кудахтанья» правил, преподавание ориентируется на филологическое развитие ребёнка: обучение языку и речи на каждом уроке, включение детей в речевую деятельность.
Чаще всего при сдаче русского языка дети затрудняются при анализе текста. И это напрасно. Нужны внимательность и уверенность. Текст у каждого свой, лежит перед глазами. Читай внимательно. Осмысливай фразы, слова. Определи проблему, которая волнует автора, выдели идею, покажи своё видение этой проблемы. Стиль определить трудно? Да нет же! Надо только знать языковые приметы каждого стиля, где он используется. В публицистике (журналах, газетах) используются слова стандартной и экспрессивной лексики, нередко в переносном значении: белое золото – хлопок, голубые дороги – водные пути, вопросительные и побудительные предложения. Задача стиля: сообщить информацию, воздействовать на массы, сформулировать правильное отношение к общественным явлениям.
В художественном стиле главная задача – нарисовать живую картину, передать чувства. При выполнении задания надо опираться на речевую ситуацию. Видеть в тексте микротемы, опорные слова. Два примера. Слово «ветер». 1. «Ветер – перемещение воздуха над поверхностью земли. Возникает вследствие неравномерного распределения атмосферного давления. Сильный ветер с круговым движением воздуха называется вихрем» (Энциклопедический словарь). 2. Вдруг в стоячем воздухе что-то прорвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот. По дороге спиралью закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце» (А.П. Чехов).
Догадались? Первая миниатюра – из научного стиля, другая – из художественного. Авторы решают разные задачи. Энциклопедия сообщает, а Чехов рисует живую картину. Используются звукопись и цветопись. Глаголы совершенного вида показывают, что действие произошло, реализовано: «прорвало», «закружила», «побежала». Какая энергия в словах! Деепричастный оборот живописует картину: вверх летят солома, стрекозы, перья. Да мы сами не раз видели такое, а вот писатель нарисовал словесную картину. Определить тип речи ещё легче. Сменяются события, можно создать диафильм, жизнь в динамике, много глаголов – повествование. Дан предмет, обозначены его признаки, можно сделать один кадр, употребляются прилагательные – описание. В рассуждении есть тезис, аргумент и вывод, то есть причинно-следственные связи.
На сказке «Колобок» я учу всем типам речи.
Повествование? Катится, со всеми разговаривает, поёт – такой бесстрашный персонаж. Лиса – на высоких ножках, острые ушки, острые зубки, пушистый хвост, круглые глазки – описание. Веду к рассуждению: почему не стало Колобка? Без промедления получаю ответы: «Потому что Лиса была хитрая». А дело-то не в хитрости лисы – с ответом торопиться не надо. Не успев появиться на свет, Колобок спрыгнул с окна и покатился в большую жизнь. Он не знал об опасности, не чувствовал страха, катился себе да песенку напевал. Красивая Лиса не вызвала тревоги. Сел ей на носок да и спел ещё разок, а она его – ам! – и съела. От незнания жизни Колобок оказался слишком доверчив. Слушают дети и понимают, что хорошо слушаться родителей, набираться опыта, познавать жизнь, ведь они учат своего ребёнка избегать опасности. Колобок ничего этого не знал, вот и поплатился за свою беспечность.
В одиннадцатом классе тексты на ЕГЭ дают солидные, интересные. И тематика разная. Тема войны – с ней связаны проблемы подвига, мужания, сохранения чести. Чувство чести – это чувство собственного достоинства, которое востребовано всегда. Быть честным пред собой, хранить верность слову – вот стороны нравственного поведения. Поднимаются проблемы смысла жизни, чтения в современном общении, роли искусства в жизни человека, взаимоотношения природы и человека, сложности человеческой жизни, понимания красоты. Читает выпускник текст, внимательно читает, идёт за авторской мыслью, понимает его замысел, вступает в разговор о своих наблюдениях по проблеме. Приводим примеры из прочитанных книг В. Астафьева, В. Распутина, Ф. Искандера, В. Солоухина, Д. Гранина. В них столько всего! Вспоминаем посещение музея, героев стендов, альбомов, вспоминаем свою родословную – там тоже есть герои для подражания.
Не надо бояться ЕГЭ – надо мобилизовать ребёнка и самим включиться в подготовку.
Роза Загнеева,учитель-словесник с 48-летним стажем.