Медиакарта
11:23 | 24 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Когда враг в твоём доме

Когда враг в твоём доме
17:36 | 13 мая 2013
Источник: Слава труду


В паспорте уроженки районного городка Валуйки Белгородской области Любови Николаевны Величко не указан день рождения, лишь год – 1927. В крестьянской семье родителей она была седьмым ребёнком, и теперь трудно сказать, почему так случилось. Несмотря на почтенные годы, память женщины цепко хранит события военных лет.


– Хорошо помню воскресный день 22 июня 1941 года, – начала свой рассказ Л.Н. Величко. – Я училась уже в седьмом классе и гуляла в центре города. Увидела, что у столба, на котором висел громкоговоритель, собралась толпа людей. Подошла ближе и услышала сообщение о начале войны. Сколько у присутствующих было горя! (У женщины и теперь навернулись слёзы). Я побежала домой, родные о беде уже знали. Папа был в возрасте и болен, поэтому призыву на службу не подлежал. Сразу «под ружьё» ушли старшие братья: Борис, Алексей и Иван, на войне все они погибли.

Собеседнице тяжело говорить о пережитом, она то и дело утирала глаза, сосредотачивалась, вспоминала, говорила медленно, будто вновь погружаясь в события тех далёких трагических лет.

– В июне 1942 года в город вошли фашисты, мы оказались в оккупации, – рассказала далее Л.Н. Величко. – В этом аду и постоянном страхе, унижении мы жили полгода, и я до сего дня не пойму, каким образом нам удалось выжить? Как-то в дом в очередной раз ворвались вооружённые немцы. По одному они не ходили, и на этот раз солдат было несколько. Мы с сестрой успели спрятаться в погребе и впервые в жизни воочию наблюдали гитлеровцев в форме, с автоматами, затаив дыхание. Обнаружение себя было чревато издевательствами, позором. На ломаном русском языке в грубой форме они требовали продукты – молоко, яйца. Отец пытался им объяснить, что корова стельная и молока пока нет, но оккупанты ударили его и попытались доить Зорьку. Животное стало лягать не прошенных хозяев, и они увели нашу кормилицу.

В ночь с 19 на 20 января 1943 года город Валуйки освободила Советская армия, радость и ликование уцелевшего населения трудно передать. Накануне отец семейства наблюдал ночью далеко заметные вспышки над лесом от артиллерийской подготовки:

– Мать, это наши идут, – говорил старый фронтовик, в молодые годы сам понюхавший пороха. Наблюдая за вспышками из-за забора, он и не заметил, как к нему подошли на лыжах автоматчики в белых маскировочных халатах. Он дрогнул:

– Отец, не бойся, это свои, – услышал русскую речь. – Где тут немцы?

Штаб фашистов располагался в соседнем доме, и он сообщил об этом своим. Фашисты расположились в доме, словно на курорте, их пленили без шума и стрельбы.

Жители города, будучи в оккупации, были до предела истощены. На окраине, в здании бывшего маслозавода, находился продовольственный склад немцев, и советские военные разрешили людям воспользоваться содержимым. Младшие братья Любы сходили туда, на санках привезли муку, масло, мать напекла лепёшек, и семья за долгое время наелась вдоволь. В доме появилась радость. На 20-21 января фашисты назначили очередную отправку в Германию молодых сильных людей с оккупированной территории. Под неё по возрасту попадали Люба и её старшая сестра, у которой росли двое детей... Хорошо, что зловещим планам не суждено было сбыться.

После освобождения Любовь окончила курсы телеграфистов и в феврале 1944 года была направлена на фронт. Служила в связи в железнодорожных войсках. Телеграфистка самоотверженно работала, отправляя и принимая наркомовские телеграммы. Войну Любовь Николаевна закончила в Польше, в городе Белостоке.

Весть о Победе телеграфистка в числе других узнала из сообщения по старенькому радиоприёмнику в доме политрука. Она пришла к ним 5 мая, именно в этот день связисты, ликуя, расстреляли в воздух все свои патроны.

Домой командир отделения, восемнадцатилетняя девушка Люба, прибыла в ноябре в звании ефрейтора. В мирные годы бывший боец награждена тремя юбилейными медалями в честь Дня Победы.

Фото: Сергей СТЕПАНЮК.

Автор: Анатолий ВАКАРИН
Теги: победа