В апреле прошлого года Анатолий Васенёв остался без работы. На железной дороге – в ПМС-311 – прошло сокращение, и ему пришлось встать на учёт в Центре занятости. Помыкался-помыкался Анатолий: съездит в одно место – не надо рабочих, съездит в другое, там зарплата – «чистые слёзы». Где искать выход? А тут увидел объявление о том, что правительством разработана программа по оказанию содействия занятости безработным. На открытие своего дела даётся 58800 рублей. Деньги немалые – вполне приличный стартовой капитал. Придя домой после очередной отметки в Центре, Анатолий Николаевич рассказал жене о программе «Самозанятость». Обсуждение было бурным. Взвесили все «за» и «против», на калькуляторе просчитали затраты, будущую прибыль и решили, что это – шанс. Шанс начать своё дело, не зависеть от экономических передряг, происходящих в стране.
По условиям программы сначала надо предоставить бизнес-план, зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.
– Раз живём в селе, – говорит супруга Анатолия, Лариса, – то и заняться решили ведением личного подсобного хозяйства. У нас многие соседи держат коров. Всегда глядела на них и думала: неплохо бы и нам обзавестись кормилицей. А тут сам Бог помог. На выделенные деньги купили в с. Абатское корову, тёлочку, бычка. У соседей приобрели корма. Помню, едем из Абатска, а я сижу, радуюсь, как ребёнок, что теперь буду с коровой. Меня ничуть не смущало даже то, что доить-то коров и не умею. Хорошо, первое время соседка помогала, почти неделю меня обучала доярскому делу, приходила и утром, и вечером.
Сейчас Лариса Алексеевна быстро управляется с дойкой. Втянулся в работу по ведению ЛПХ и Анатолий. Он и сено-дроблёнку даёт бурёнкам, и чистит, и воду с колонки носит.
– Вообще-то мы сильно обязанности по хозяйству не делим, – рассказывает Лариса, – корову дою конечно же я, а вот покормить, почистить можем и я, и муж, и наш семнадцатилетний сын Вадим. Любит угощать телят хлебушком и одиннадцатилетняя дочка Катя.
В феврале Васенёвы ждут в хозяйстве приплода: корова должна отелиться. Как пойдёт молоко, планируют продавать излишки друзьям, соседям, знакомым. Ещё осенью Лариса купила хороший сепаратор, делала сметану, варила творог. Корова уже отдаивалась, поэтому вся продукция оставалась дома, с удовольствием уминалась домочадцами.
– В который раз убеждаюсь, что с коровой не пропадёшь, – утверждает Л.А. Весенёва. – Я и печенье, блины пекла, каши варила, тесто заводила. В любой семье большая часть денег уходит на питание, а когда всё своё, то уже на продукты можно особо не тратиться. По весне думаем завести куриц, чтобы и яйцо своё было. Подрастёт тёлочка, и её в стадо введём – будет две коровы. Бычка растим под забой. Здесь главное – начать, решиться и взяться за дело, а опыт по уходу за животными придёт сам. Тем более что раньше мы держали молодняк.
Раз в квартал Анатолий Николаевич сдаёт декларацию о доходах в налоговую, делает отчисления в Пенсионный фонд. Согласно условиям программы «Самозанятость», А.Н. Васенёв заключил договор со Стрехнинской сельской администрацией и обязуется до декабря 2011 года держать коров, исправно отчитываться.
Скоро наступит весна, а вместе с ней и другие заботы. Надо пахать огород (у Васенёвых он большой – почти 20 соток), сажать овощи, картофель. На подкормку животным супруги выращивают тыкву, кабачки и более 10 соток картофеля. Такие витаминные добавки по вкусу бурёнкам. Нравится им и свежая трава, которую Анатолий с Ларисой косят на берегу речки.
– Не пожалели, что стали участниками программы «Самозанятость»? – спрашиваю у Весенёвых.
– Ну что вы! Конечно же, нет. Хотя друзья, родственники нас и отговаривали от этой затеи, спрашивали: зачем вам это надо? Мы же для себя решили, что в деревне только ЛПХ даёт стабильный и надёжный доход.
И. КОРШУКОВА.