Медиакарта
16:58 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Частное такси. Можно ли ему доверять?

Частное такси. Можно ли ему доверять?
08:21 | 15 мая 2013
Источник: Наша жизнь

Частное такси. Как говорится, быстро, удобно, доступно. Но не всегда надёжно. Почему? Давайте разбираться вместе.

К счастью, услугами местного такси мне приходиться пользоваться редко. Несмотря на разовые случаи обращения в эту службу, для себя я определилась, с кем мне удобнее всего ездить. Я звоню по уже знакомому мне номеру, зная, что в точно назначенный срок (без опозданий, что очень важно!) ко мне приедет трезвый водитель на исправной машине и отвезёт меня туда, куда надо. Кроме того, я уже точно знаю, сколько будет стоить моя поездка, потому как во время звонка диспетчер называет сумму.

Но бывает и иначе. Однажды пришлось обратиться по телефону, указанному в нашей газете на странице объявлений. Напомню читателям, что за содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт. Звонила я сначала накануне отъезда, вечером, а затем и рано утром на следующий день, так как необходимо было успеть сначала на первый утренний автобус, идущий до города Ишима, а потом на поезд. Трубку взяли не сразу. Затем диспетчер (женщина), позёвывая, пояснила мне, что ещё слишком рано, и учитывая, что водителю ещё нужно проснуться, завести и прогреть машину, то приедет он к моему дому не раньше, чем через минут сорок. Настроение было безнадёжно испорчено. Хорошо, что в запасе был номер телефона другого такси. Была и такая история. Однажды по моему вызову подъехала такая побитая машина, что страшно было в неё садиться. Да и от водителя запах шёл такой, что впору было надевать противогаз. Хорошо, что ехать мне было недалеко. После этой поездки я дала себе зарок по этому номеру такси не звонить никогда.

Итак, вопрос качества обслуживания таксистами остаётся открытым. Решила я, так сказать, копнуть глубже. Кто же всё-таки занимается в Казанском районе частным изво- зом легально? Есть ли для этого у индивидуальных предпринимателей законные основания и необходимые документы? С этим вопросом я обратилась к главному специалисту отдела экономики и прогнозирования администрации Казанского муниципального района Я.В. Мазуровой. Как оказалось, в нашем районе в настоящее время работают всего 6 индивидуальных предпринимателей, которые по закону имеют право заниматься частным извозом. Все остальные – сколько их, никто не знает – работают без разрешительных документов. То есть получается так: захотел человек подзаработать, завёл личное авто, нацепил на крышу машины «шашечки» и поехал. Можно ещё дать объявление в средствах массовой информации либо расклеить номер своего телефона на остановках, столбах, магазинах. И всё, работа, как говорится, попрёт.

И при этом не надо платить налоги. Получается, выручка целиком отправится в карман этому предприимчивому гражданину.

А ведь ещё с 1 сентября 2011 года начали действовать новые правила для таксистов. Это связано с вступлением в силу Федерального закона от 21 апреля 2011 года №69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данным законом определены требования, которым должны соответствовать граждане, желающие заниматься деятельностью по перевозке пассажиров легковым такси, и их автомобили, а также водители такси. В законе чётко и понятно сказано, что «во-первых, правом на перевозку пассажиров легковым такси обладают только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Во-вторых, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должен владеть автомобилем на праве собственности либо по договору лизинга».

Что же нужно для того, чтобы стать легальным владельцем службы такси? Консультацию по данному вопросу мне дали в отделе экономики и прогнозирования администрации района. Для получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортом в Тюменской области необходимо сделать следующее. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должен предоставить в уполномоченный орган необходимые документы: заявление по установленной форме; копию документа, удостоверяющего личность заявителя; копии свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг; копию договора лизинга или договора аренды транспортного средства; документ, подтверждающий оплату выдачи разрешения.

Разрешение на транспортное средство выдаётся на 5 лет, стоимость данного документа – 2 тысячи рублей. Легковое такси должно проходить государственный технический осмотр через каждые 6 месяцев, иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; оно должно соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации. Легковое такси должно иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета и должно быть оборудовано таксометром. В законе, о котором я говорила выше, также указано, что «юридическое лицо или предприниматель обязаны: обеспечивать техническое обслуживание и ремонт такси; проводить контроль технического состояния такси перед выездом на линию; обеспечивать прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра». Одно из важных требований – водитель легкового такси должен иметь водительский стаж не менее 3-х лет либо общий водительский стаж не менее 5 лет. Только при соблюдении указанных требований юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе получить разрешение в уполномоченном органе Тюменской области. Безусловно, для людей, привыкших всё делать по закону, – дело хлопотное и достаточно затратное. Получается так, что те 6 индивидуальных предпринимателей – легальных перевозчиков, живущих в Казанском районе, – выплачивают налоги.

Остальные же, пользуясь тем, что их никто не проверяет, работают лишь «на себя». Где же справедливость?

Мы, пассажиры, доверяем свои жизни малознакомым и незнакомым водителям. В то же время надеемся на то, что человек за рулём будет трезв, внимателен на дороге, на то, что он знает правила дорожного движения и умело их применяет на практике. Мы также надеемся, что машина, которая придёт по нашему заказу, исправна. Кстати, за нарушение вышеуказанных требований по закону предусмотрена административная ответственность. К примеру, за отсутствие разрешения и несоблюдение обязательных требований установлена административная ответственность. Так, за отсутствие на транспортном средстве цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше – штраф на водителя составит 3000 рублей; на должностных лиц – 10000 рублей; на юридических лиц – 50000 рублей. За перевозку пассажиров водителем, не имеющим при себе разрешения, штраф на водителя равен 5000 рублям, за незаконную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси – штраф на граждан в размере 2500 рублей с конфискацией указанных устройств; на должностных лиц – 20000 рублей с конфискацией указанных устройств; на юридических лиц – 500000 рублей с конфискацией указанных устройств. Соответствующие статьи Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации действуют с 1 января 2012 года.

Кто же по закону обязан всё это проверять для нашей с вами безопасности? Оказывается, что «федеральным законодательством предусмотрен постоянный контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. Уполномоченные органы обязаны осуществлять плановые и внеплановые проверки. Проверки в процессе перевозки пассажиров и багажа легковым такси будет осуществляться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в области обеспечения безопасности дорожного движения». То есть, проще говоря, тот самый орган, выдавший разрешение, и сотрудники ГИБДД.

Что же делать нам, клиентам? Мы живём не в огромном миллионном городе, а в сельской местности. Поэтому нам значительно проще, чем горожанам. Все мы друг друга знаем, мы владеем информацией, кто и чем занимается. Проще простого найти тех таксистов, которые всё делают по закону. Они обязательно покажут документы, если таковые у них имеются. И вот тогда мы можем спокойно воспользоваться услугами только того такси, в котором всё хорошо: и водитель трезв, и машина исправна, и документы в порядке.

Автор: Тамара НОСКОВА