-В этом году у нас в Луговой больше всех молока собирают!
Глава Истошинской сельской администрации Анатолий Георгиевич Пестриков победно подглядывает на меня.
Ему действительно есть чем гордиться: в Луговой, небольшой деревушке в полторы улицы, люди живут тем, что выращивают на своих подворьях. И не жалуются, хотя им многого не хватает. В свое время мимо них протянули газ, теперь они с недоумением спрашивают: почему? Но сейчас уже поздно отвечать на этот вопрос. Нет в Луговой и водопровода. Для хозяйственных нужд почти в каждом подворье выкопаны колодцы, у некоторых – даже не один. Для питья вода привозная – три раза в неделю «водовозка» исправно наливает в выставленные жителями у домов бочки, фляги и другие емкости воду. Живут там люди крепкие, работящие - и не напоказ живут, для себя.
-По-прежнему молоко принимает Светлана Степанова? – интересуюсь я у главы.
-Да, Светлана, - кивает он. – Поедете?
-Наверное, - соглашаюсь я. – Только уж очень она скромная, разговорить ее – целая проблема…
И все-таки на этот раз я ошиблась. Мы сидим со Светой в помещении, где она принимает молоко, и болтаем, как две подружки. Наверное, сказался фактор длительного знакомства. И потом, сейчас ее семья полна ожидания изменений в неспешном на сегодняшний день течении жизни. Старший сын Степановых, Владислав, в этом году оканчивает школу и собирается поступать. Это не может не волновать родителей.
-И куда? – интересуюсь я.
-В Тюмень, в медицинский, но не знаю, получится ли? – с сомнением глядит на меня Светлана.
-В медицинский – это хорошо, - соглашаюсь я. – Надо верить, что получится - медики нам нужны.
-Нужны-то нужны, - вздыхает она. – Только ведь наши дети, насмотревшись на нас, не хотят возвращаться в деревню. К нам ведь никто не приехал…
Конечно, это проблема, и большая. Но для бюджетников она, во всяком случае, уже начала решаться. Пока Влад закончит учебу, вполне возможно, перспектива будет еще более очевидной.
-Послушай, Света, - вновь интересуюсь я, - этого пристроя у вас не было в прошлом году, и молоко ты принимала в другом месте…
-Да, осенью Саша построил, - говорит она. Правда, ему и папа помог. Но основная работа на его плечи ложится. Зато сейчас все под руками.
У каждого дня во все времена года есть свои радости. Светлана радуется тому, что не приходится вставать затемно и бежать - сначала в стайку, потом мчаться в пункт сбора молока и там проводить время за его приемом, сдачей для дальнейшей переработки, мытьем охладителя. Сейчас все дома, и главное – ей во всем помогает муж.
В этом году молока собирают Степановы вполне прилично: более трехсот литров ежедневно увозят в Ситниково только из Луговой. Я вполне понимаю просьбу Светы – не писать о том, сколько у нее на подворье скота.
-Мы живем, работаем, стараемся семью содержать, - говорит она. – Это главное. Пока хватает средств на все необходимое. Технику берем, кое-что ремонтируем. Думаю, и сыновей сумеем на ноги поднять…
Конечно, сумеют. Пусть сейчас в помощниках остается один четвероклассник Кирюшка – шустрый, открытый мальчишка, с которым бы я с удовольствием поболтала, но он был в школе. Но самое главное – Степановы не сетуют на свою долю.
-Пробовали мы уезжать - хотели поближе к городу перебраться, - вспоминает Светлана. - И такая тоска взяла, что снова вернулись в Луговую – лучшего места для нас нет. И что теперь жалеть и жаловаться? Мы сами выбираем для себя - где, как и на что жить.
Здесь, в этой деревушке, почти все держат какую-нибудь скотину. Коров - в основном те, кто в силе, по несколько, чтобы иметь возможность сдать молоко, продать мясо, а на вырученные деньги приобрести все необходимое. И весь этот круговорот продолжается из года в год.
-А возможность просто отдохнуть, на несколько дней отойти ото всех дел у вас есть?
-Сейчас сына будем устраивать, придется много ездить. Для работы у нас есть доильный аппарат, мои родители здесь живут, помогут. А просто отдыхать можно и здесь – и клуб есть, и библиотека, все работает. Мероприятия, различные вечера проходят. Если есть желание - принимай участие. Только мы не ходим почти, привыкли больше дома. А если честно сказать - спать рано ложимся. За день устаем.
Нет, Светлана не жалуется. Они действительно так живут, а сейчас работы только прибавляется: начинаются огороды – поливка, прополка, борьба с колорадским жуком, да и покос - не за горами. А сена на столько скотины заготовить надо немало – семьсот центнеров. Правда, техника вся есть, и Александр вместе с приятелем с работой справляются – лишь бы травостой хороший был.
Надо сказать, что семья Степановых – не исключение. В малых деревнях все так живут – надеются только на свои руки и умение строить судьбу.
Вы скажете: нечему завидовать? Не знаю. По мне – лучше вот так, как они, чем обижаться на всех и вся и надеяться на чудо, которое кто-нибудь сотворит. Нет, никто не сотворит, только мы сами.