Медиакарта
22:18 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Уродиться б житу, чтоб было сытно…

Уродиться б житу, чтоб было сытно…
11:17 | 20 мая 2013
Источник:

Обряды, традиции и праздники, которые пришлись на эту майскую пору, являются воплощением проверенной жизнью и временем народной мудрости, правильного мироощущения-миропонимания, верной поступи в разных житейских обстоятельствах.

День святого Георгия Победоносца (6 мая), известного у славян преимущественно под именем святого Юрия, а у русских также под названием Егория Храброго, удивительным образом в 45-м предшествовал Великой Победе, и это, как утверждают, не просто совпадение… Сей легендарный персонаж – победитель дракона. Как важнейшие языческие небесные божества в древности представлялись победителями злых духов, являющихся в образе змей или драконов, так и святой Георгий, обыкновенно называемый храбрым, поражает трехглавого дракона и тем доставляет людям всякие благодеяния.

У «предшественников» нашего героя, исконно русских божеств – Святовита, Радегаста-Сварожича, Яровита, именинный день тоже 6 мая, они тоже сражались со злыми силами и врагами своей страны, защищали свой народ от всяких невзгод. Образ святого Георгия, издревле пользовавшегося у славян предпочтительным уважением, очевидно, соединил в себе все черты, которыми народная фантазия во времена язычества наделяла бога солнца: его чествуют как «бога с небес», как бога света или Белбога, как поборника злой силы, как бога весеннего плодородия и покровителя нив и стад, как покровителя охотников, наконец, как оракула и подателя женихов. Характерным признаком святости Георгия служит его белый конь. Не раз было замечено, что белые кони посвящались именно богу солнца, как у древних азиатских ариев, так и у греков и древних славян. Кстати, в Тюмени на входе одного из храмов можно увидеть классический образ святого на белом коне.

Есть в этом месяце на Руси еще один светлый праздник – Никола вешний (22 мая). Святитель Николай – образ кротости, заступник гонимых, покровитель мореплавателей и путешествующих. Издревле глубоко любимый и почитаемый на Руси святой. Не зря празднуют еще и Николу осеннего. Считается, что Николай Чудотворец – заступник и покровитель русского народа. Говорили: нет за мужика поборника – супротив Николы. Проси Николу – он Спасу скажет. Моряки во время бурь на водах выносят сей чудотворный образ на палубу и молят его о спасении.

23 мая – земля-именинница. В этот день каждый человек должен поклониться земле-матушке, попросить у нее прощения. Обычай в одних случаях налагает запрет на весенне-полевые работы, а в других, наоборот, предписывает: сей пшеницу, родится, аки золото.

День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (24 мая), он же – Мокий-погодо-указник, является показателем погоды для целого лета. Крестьяне примечали: «Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее». Между тем уже цветет незабудка, маленький незатейливый цветочек. Всюду, где ни встретишь его, он радует глаз и наполняет сердце теплотой. Незабудки. Так его назвали русские люди – в память о своих далеких предках.

Образ дня 25 мая краток и емок: на Епифана утро в красном кафтане. Если будет ясная утренняя заря, то жди пожарного лета. А ежели хорошо рябина цветет – к урожаю льна. Девушки обычно надевали красные сарафаны, уподобляясь тем самым гроздьям рябины. Короткие ночи в конце мая тоже называют рябиновыми – за разливающиеся вокруг одурманивающе-пьянящие ароматы цветущих растений, за новые надежды и грезы, краткие, как лето на Руси.

И звучит вновь комариная песня, особенно в день Лукерьи-комарницы (26 мая). Подмечали: много комаров – готовь по ягоды коробов, много мошек – готовь по грибы лукошек.

Следующий день прозван в народе Сидор с ветрами. И обращались наши пращуры к Ветру Ветровичу, из семи братьев к самому старшему, северному: «Ветер Ветрович, не прогневись, у тебя в далеких северных чертогах всего в достатке, а у нас тепла мал-маленечко». Существовали три особых дня в году, когда особенно следили за ветром, – 16 июня, в день святого Лукьяна-ветреника, 16 августа, в день святого Антона-вихревея и 3 октября, в день святого Астафия.

28-е число – Пахомий теплый, бокогрей. Пришел Пахом, запахло теплом. Если на Пахомия тепло, все лето теплое. А еще на Пахома из Вырея третья вереница ласточек прилетает – увидеть их, долю большую обрести. Хорош Пахом и тем, что свет хранит, радеет, чтобы увейная тень землю не покрыла. Увей по-старорусски – пространство, которое занимает тень на протяжении всего дня с утра до вечера. Увейная тень очень вредна для полей, на которых только-только всходы стали подниматься. Тень эта, говорят, появляется и там, где выбросили старую одежду. Так что негоже кидать старые вещи где ни попадя – их надо сжигать или нищим отдавать. Тем более что увейная тень и на душу тоску наводит, словно плесенью покрывает, с пути праведного сводит. Поэтому всегда у Пахома про запас вилы да грабли, дабы убирать гниющий на земле хлам, очищать ее от зловония.

И самый верный ему помощник в этом – крес – Огонь-Батюшка. Не отсюда ли полузабытое словечко кресало – то, чем огонь высекали. Интересно, что в народной традиции в основе слов крещение, крестный первоначально лежало понятие креса, или живого огня. С приходом христианства происходит замещение одного понятия другим. Кресением называли возжигание божественного огня, в том числе и в душе человека, а также связанные с этим обряды оживления и очищения. Церковное же понятие крещения связано с водной купелью, в которую погружают младенца, чтобы он прошел обряд прихода в этот мир, рождаясь «из смерти в жизнь», и суть его в «овеществлении» человека. Из духа он превращается в «вещное тело», и одновременно с этим заключается договор с природными стихиями о принятии ими его под свою защиту. Дохристианский народный обряд заключения договора со стихиями проводился в течение года неоднократно и именовался «собутка». Собутка, событность – не что иное, как пребывание вместе в одно время, где присутствовала вся община. Происходило это по большим праздникам и во время особо торжественных случаев. Являясь частью обряда крещения, собутка проводилась также с целью заключения договора с миром, общиной.

Жива, богиня весны, в старорусской традиции своим приходом в самом конце мая животворит, оживляет умирающую на зиму природу, дает земле плодородие, жизнь. Недаром в русском языке столько слов с корнем «жи»: живот, жито, жилье… Седьмую букву алфавита так и называли – Живете. И действительно, весна несет живую воду – в бурливых потоках, в шумных ливнях. То небесный страж Ондрон с ковшом ходит да землю поливает, смотрит, чтобы засуха всходы не погубила. Помните древнюю как мир «речевку»: «Божья коровка, полети на небко, пороси у бога дождичка немного – на матушкину рожь, на отцов овес, на дедов ячмень поливай ведром!». В общем, чтобы нам было сытно, надобно б уродиться житу…

Автор: Тодор ВОИНСКИЙ (фото автора)