Медиакарта
12:50 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Поле боя - семья

Поле боя - семья
11:27 | 22 мая 2013
Источник:

Пару месяцев назад в Тюмени разыскивали женщину, убежавшую из дома вместе с двумя детьми. Искать приюта у чужих людей, как позже рассказала беглянка, вынудили постоянные побои.

Такие случаи, вынесенные на публику, случаются крайне редко: о мужьях-деспотах, постоянных побоях и оскорблениях говорить вслух как-то не принято. Между тем, домашнее насилие на себе испытывает около трети тюменок.

Счастье с кулаками

– Давайте поговорим на кухне? - предлагает мне Ирина. - А то у нас «однушка», спрятаться негде, не хочу, чтобы сын слышал разговор.

Руслану сейчас шесть с половиной, о жизни с папой он не помнит решительно ничего. Мама хранит для него только пару фото, но сама даже смотреть на них боится.

Замуж Ирина Третьякова (фамилия изменена) вышла рано - через год после выпускного в школе. Красавец Ильяз понравился ей сразу. «Это я сейчас понимаю, не сложно ему было меня очаровать - молоденькая, еще и жизни не видела, сравнивать не с кем было», - грустно улыбаясь, рассказывает женщина. Свой нрав молодой муж показал через полгода после свадьбы. За что удостоилась звонкой пощечины, Ира уже и не помнит. Плакала тогда долго от боли и обиды, но решила простить, мол, с кем не бывает?

А потом был и второй, и третий раз, в какой-то момент счет побоям Ира потеряла. Пару раз, когда в семье уже появился малыш, дело доходило до больницы. Ильяз бесился из-за нерасторопности молодой жены - не успела сварить суп, вынести мусор... Сын-грудничок не спал, плакал, болел - никакие оправдания не принимались.

«Много раз хотела уйти, представляла даже, как собираю чемодан, отвешиваю ему пощечину и, гордо подняв голову, перешагиваю через порог, - невесело усмехается женщина. - Только куда бы я пошла, да еще с ребенком? К родителям? Мне стыдно было им признаться, что семья дала трещину».

Перешагнуть через порог все же пришлось после очередного скандала. Тогда под горячую руку попал еще и сын... Утром, когда муж уехал на работу, Ира собрала документы, кое-какие вещи, вызвала такси и уехала к родителям.

Никаких сантиментов

Историй таких в центре социальной помощи семье и детям «Мария» много. Сюда идут, когда идти по большому счету больше некуда. На помощь женщинам, оказавшимся в трудной ситуации, готовы прийти социальный работник, психолог и юрист. Пустует отделение крайне редко, признается заведующая Ольга Бушлакова.

Ольга Юрьевна, кстати, пришла в центр из полиции - семь лет проработала старшим оперуполномоченным по особым делам. «Тут не до слез. Хотя некоторых девчонок по-женски жалко. Наша работа - дать женщине приют и помочь найти выход из сложной ситуации - выслушать, ответить на их вопросы, наметить план действий и сопроводить в инстанциях», - рассказывает она.

В отделении пять взрослых койко-мест и кроватки для малышей младше трех лет. Женщины находятся в отделении месяц, и все это время малыши вместе с ними. Деток постарше определяют в отдельную группу.

Каждый при своем

Есть при «Марии» еще одна уникальная служба - экстренного реагирования. В любое время суток по одному только сигналу специалисты готовы прийти на помощь женщинам и детям, попавшим в беду. «Если есть к кому пойти, то хорошо, а если пристроиться некуда? - сокрушается Тамара Сокурова, специалист по социальной работе приемно-карантинного отделения. - Женщина может позвонить нам и в два часа ночи, и в пять утра, что с ребенком на вокзале или на улице, и мы ее заберем. Сначала в изолятор их помещаем, а потом в отделение».

После как решит сама женщина. И вот парадокс: большинство жертв возвращаются обратно к мужьям. Причины? Разные. Негде жить, нет денег, работы, малыш на руках - и так до бесконечности. А мужчины, они, как правило, тоже остаются при своих позициях.

Исправить тиранов невозможно, уверены психологи, их можно только научить контролировать себя. А если контролировать все же не получается, вызывайте полицию. Главное, чтобы не было поздно.

Цифры

  • 12-14 тыс. женщин ежегодно гибнут в России в результате домашнего насилия; одна женщина каждые 40 минут.

  • после седьмого нападения, согласно международной статистике, женщины, как правило, решаются уйти от мужа-дебошира.

  • 36 тысяч россиянок, по данным исследований, ежедневно терпят побои мужей.

  • 60-70 процентов женщин, страдающих от издевательств, не обращаются за помощью. А если и обращаются, то только 3 процента таких дел доходят до суда.

Мнение власти

Инна ЛОСЕВА, депутат Тюменской областной Думы: «Насилие в семье - это болезнь общества, и поэтому к работе над возможным проектом Закона об основах социально-правовой защиты от насилия в семье, который мог бы включить ряд мер, препятствующих насилию в семье, необходимо привлечь достаточно широкий круг лиц - не только юристов, представителей правоохранительных органов, но и специалистов в области семейных взаимоотношений, психологов, социологов и других.

На мой взгляд, в этом вопросе нужно предусмотреть еще и социальные меры защиты жертв. Скажем, чтобы женщина могла уйти на время в какое-нибудь общежитие, где ей бы предоставлялась социальная помощь, деньги и помощь с возможным трудоустройством, если это потребуется».

Мнение эксперта

Юлия ЛУКАШЕНОК, психолог: «Агрессор в отношении жертвы ведет уникальную, виртуозную «работу». Он обрывает социальные контакты жертвы с окружением, причем делает это ее руками, на уровне формирования условных рефлексов. Если она ходит к подругам, то дома ее ждут разборки. Чтобы избежать этого, она прекращает встречаться с подругами. То же самое делается с родителями, работой, с любой занятостью. Обсекается все. Агрессором движет страх: окружение может вытянуть, это тот буфер, который может женщину спасти от падения.

Параллельно идет и нагнетание психологического комплекса жертвы, когда женщина знает, что она никто, звать ее никак, и она никому такая не нужна. Уйти, совершить поступок для нее невозможно. Как правило, жертва мечтает, чтобы муж нашел другую женщину. Но агрессор не будет искать. Единственная причина его измен - желание еще больше унизить жертву. Ситуация насилия отражается и на ребенке. Теряется доверие между ребенком и мамой. Казалось бы, они должны объединиться. Женщина и здесь совершает ошибку. Когда на глазах у маленького ребенка 3-4 лет папа избивает маму, потом уходит, а мама плачет, ребенок выползает из-за угла с вопросом: почему ты плачешь? Детей не нужно недооценивать, они провокаторы, даже в возрасте 3-4 лет, задавая вопросы, они часто знают ответы, но им важно, так ли они это понимают, и они могут узнать это от близкого человека».

Важно

Как распознать агрессора?

  • Раздражительность по незначительным поводам.

  • Наличие у агрессора печального опыта неудовлетворенности. Когда о своей прежней подруге он говорит только плохое, во всем оправдывая себя. Это прямой признак, что и в новых отношениях он будет таким же.

  • Нечувствительность к интересам и переживаниям своей подруги.

  • Важно, насколько он включается в родительскую, прародительскую семью своей жены. Если там есть какие-то связи, обязательства, отношения, то, как правило, семейных разборок не происходит. Потому что для него являются авторитетом родители жены.

Полезные телефоны

  • Социальная служба экстренного реагирования «Ребенок и семья» - 92-10-50.

  • Помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации - 42-37-88.

  • Психологическая помощь icq - 373-517-887.

  • Детский телефон доверия (круглосуточный, бесплатный) - 8-800-2000-122.

  • Всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от домашнего насилия - 8-800-7000-600.

Елена АТАЛЫКОВА

Коллаж Натальи НЕКРАСОВОЙ