Новоандреевские школьники вместе с педагогом Анастасией Михайловной Кудряшовой воплощают в жизнь экологический проект под названием «Кто, если не мы?». Их работа связана с нынешним тематическим Годом охраны окружающей среды.
Школьники и учитель географии не раз задумывались о том, что из-за халатного отношения к природе происходит ухудшение экологической обстановки родной деревни. Поэтому и решили разработать проект, чтобы выступить с ним перед сверстниками и односельчанами, обратить их внимание на сохранение окружающих природных богатств, на необходимость содержать весь населённый пункт в чистоте и порядке.
– Экологические проблемы очень актуальны. Считаем, что их решение во многом связано с воспитанием соответствующего мышления, убеждений, формированием экологической культуры населения. У общества и природы – одна судьба. Их будущее зависит от нас. Защита природы – дело совести и долг каждого гражданина России. Мы целенаправленно пытаемся убедить в этом наших земляков, – рассказывает А.М.Кудряшова.
Как настоящие учёные, ребята и педагог выдвинули гипотезу: если проводить непрерывную работу по распространению природоохранных идей, то есть возможность улучшить экологическое состояние деревни, закрепить ценностное отношение к дарам природы в сознании односельчан.
Весенний период – самое яркое доказательство того, как загрязняется природа во время зимы. После таяния снега на улицах, возле дворов можно увидеть много разного мусора. Бумага, стеклянные и пластмассовые бутылки, упаковки, окурки… Что только не разбросано по деревням и сёлам! Виновником такого безобразия является человек.
– Мы вместе с ребятами проводили беседы со школьниками, выступали с проектом на встрече с населением Новоандреевки. Считаем, что наша работа приносит результаты. Подростки стали тщательнее следить за порядком на улицах и дорогах, не бросают бумажки, а если увидят мусор, стараются быстрее его убрать, показывая положительный пример другим, – подчёркивает Анастасия Михайловна.
Сохранять своё село чистым, ухоженным, проводить озеленение улиц и дворов, привлекать к работе экологической направленности как можно больше людей всех возрастов – такие цели преследовала творческая группа. Ведь только сообща мы сможем сберечь богатства щедрой природы. В течение нескольких месяцев юные экологи совместно с руководителем собирали материал по теме проекта, распространяли природоохранные идеи среди населения. Также школьники провели одноименную акцию «Кто, если не мы?», во время которой все ребята участвовали в конкурсах плакатов, рисунков, эмблем, стихотворений, слоганов, видеороликов, презентаций на экологическую тему. Мальчишки и девчонки разработали и распространили среди жителей «Кодекс бережного отношения к природе». Вносили предложения местной сельской администрации по благоустройству населённого пункта, проводили социологический опрос, выявляя отношение к экологической обстановке родной деревни, облагораживали школьную аллею.
– Кроме того, мы участвовали в экологических областных и районных конкурсах. Заняли первое место в муниципальном конкурсе «Летопись добрых дел», – отмечает А.М.Кудряшова.
– Какие же самые актуальные экологические проблемы выявлены во время работы над проектом? – интересуюсь я.
– Огорчает то, что твёрдыми бытовыми отходами загрязняются улицы, окраины деревни, водоёмы. Разрастается свалка ТБО за населённым пунктом. Горят леса, вследствие чего ухудшается качество питьевой воды, загрязняется атмосфера. А это напрямую влияет на здоровье человека, – отвечает педагог.
«Тяжёлая поступь экологического кризиса слышна в аномалиях климата, опустынивании планеты, кислотных осадках. Биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательство человека» – так пишут ребята в своём проекте.
– У нас нет заводов, загрязняющих атмосферу, мало автотранспорта, а главным врагом природы является человек. И если этот человек ещё и пьян, то ему, как говорится, и море по колено. Многие выбираются на природу для того, чтобы дома не собирать гостей и потом за ними не убирать. А вот про то, что на природе во много раз важнее уборка, чем в доме, все предпочитают забывать, – рассуждают юные экологи.
Школьники создавали видеоролики на тему экологии, рассылали их для просмотра всем, кто зарегистрирован в социальных сетях. Ребята составили для односельчан правила бережного отношения к природе. Например: «Отдыхая на пикнике, весь мусор заберите с собой», «Не мойте машины, не стирайте ковры в водоёмах», «Не рубите и не ломайте деревья и кустарники» и т.д.
– Вся творческая группа, работавшая над проектом, ощутила на себе, как важно порой задуматься о том, что нас окружает, проанализировать свои поступки, дать им оценку с экологической точки зрения. Мы осознали суть экологической проблемы: «Хватит красиво говорить! Пора действовать!», – завершают наш разговор педагог и ребята.
Если каждый из юных экологов смог убедить хотя бы одного человека бросить бумажку в урну, а не на дорогу, это уже результат. Думаю, у ребят получилось!
Фото автора