Медиакарта
15:05 | 25 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«А Родина моя – Россия!»

Я – немец, я ведь это не скрываю,

Но я же человек, понять сумей.

Люблю Россию, ей добра желаю,

Одной и вечной родине моей.

Мы не должны забывать о тех, кто работал для победы в тылу, ведь они были тоже «бойцами», трудились дни и ночи напролет в тяжелых и изнурительных условиях, несмотря на холод и голод. И сегодня, отмечая великий День Победы, мы должны помнить об этих замечательных людях, и не важно какой они национальности…русские или немцы, высланные из Поволжья…Они тоже хотели мира на земле и стремились к победе, пройдя через все трудности и испытания…

Моя героиня Эмма Георговна Эйхман родилась 5 октября 1930 года в селе Бутковка, Камышинского района Волгоградской области.

-Семья у нас была большая, - рассказывает она, - а маминой сестре Амалии Бог детей не дал, вот и забрала меня к себе.…Так мы и жили… С семи лет пошла в школу. Пусть это были тяжелые годы - ни одеть, ни обуть, зато самые счастливые. Но все это закончилось, когда началась Великая Отечественная война… В сентябре 1941 года всю нашу семью сослали в Сибирь. Поселились мы в селе Орлово, в маленьком заброшенном ветхом домике. Тогда не знала ни одного слова на русском языке, - с горечью вспоминает Эмма Георговна, - народ жестоко обращался с нами. Для них мы были «фашистами», кто-то смотрел презирая, а кто-то жалел и сочувствовал.

Тоска по дому, казалось, съедала изнутри, все в этом краю было ей чуждо. Тетю Амалию и отца Эммы – Георга Генриховича, как и многих других сосланных немцев, забрали в трудовую армию на лесоповал в Свердловскую область. И маленькая девочка вновь вернулась к родной маме. Спустя некоторое время, они получили известие, что глава семейства умер, ведь в лагере был изнуряющий двенадцатичасовой труд без выходных, да и нормы выработки очень высокие, не все трудоармейцы их могли выполнить.

-Мама осталась одна с детьми, но нужно было как-то выживать, поэтому все - от мала до велика, работали, - продолжала рассказ моя героиня. - Трудиться приходилось где угодно: сеяли, пахали, пасли скот, доили коров, садились за рычаги тракторов, и на заработанные трудодни выдавали «крохи», ведь весь собранный урожай сдавали государству. Постоянно хотелось есть – на 200 граммах хлеба не насытишься, поэтому ходили откапывать корни, собирали лебеду, камыш, крапиву, очистки…Осенью, после сбора урожая, тяпками перелопачивали картофельные огороды местных жителей и накапывали оставшиеся клубни. Зимой еще и холод давал о себе знать, руки и ноги мерзли, так как на ногах был брезент с деревянными колодками. Так жили все военные годы…

Муж тети трудился сторожем, охранял пшеницу. Из-за того, что недоедал, решился на преступление - спрятал тайком в карман две горсти зерна, думая остаться незамеченным, в результате чего посадили в тюрьму, где через неделю скончался от сердечного приступа. Узнав о таком горе, Амалия сильно переживала и решилась на побег с лесоповала. Как ей удалось сбежать, моя героиня не знает, но вскоре девчушка снова ушла жить к тете, которую с детства считала мамой.

-Когда мне исполнилось семнадцать, я вышла замуж за Александра Яковлевича Эйхман, - говорит пожилая женщина, - да вышла-то не по любви…тетя так захотела, видимо, думала, что, наконец-то, жить стану по-человечески – глубоко вздохнув, продолжила. – Жили, конечно, с ним душа в душу - вместе воспитывали детей, работали в поле, пасли овец…, - последовало долгое молчание, и взгляд бабушки Эммы потускнел, - в 1982 году супруг умер… Давно закончилась та страшная кровопролитная война, но даже в мирное время еще долго на меня показывали пальцем и говорили «немка». Да я и не обижаюсь…Хоть родом из Поволжья, а родина моя – Россия!

Автор: Ольга ГЕРАСИМЕНКО