Медиакарта
11:43 | 26 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Кружок юнкоров стал школой жизни

Лилия Прокопьева – ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г. Ишима, человек, всей душой болеющий за своё дело. Она убеждена: дети – самое дорогое, что у нас есть, наше будущее. И ради чужих малышей нередко готова не считаться ни с личными проблемами, ни со временем суток. Но это – сегодня. И мало кто знает, что Лилия Александровна, искренне ратующая за судьбу каждого попавшего в трудную ситуацию ребёнка, начинала свою трудовую деятельность… в нашей газете. Именно кружок юнкоров при «Ишимской правде» стал для неё настоящим трамплином во взрослую жизнь и серьёзным подспорьем в выбранной когда-то профессии.
– Лилия Александровна, как вы стали юнкором?
– Я училась в пятой городской школе, директором которой тогда была Роза Ивановна Загнеева. В нашей школе была добрая традиция – здесь регулярно проходили уроки нравственности. На один из таких уроков Роза Ивановна и привела к нам корреспондента «Ишимской правды» Дмитрия Клементьевича Лапина. Он рассказал много всего интересного, а потом предложил побывать с экскурсией в редакции и пригласил на занятия кружка юнкоров. На тот момент я училась в 8 классе, музыкальную школу уже окончила, а потому, кроме подготовки к экзаменам, заняться было особо нечем. И мы с подругой решили сходить на кружок юнкоров. Подруга, правда, потом ушла в театральный, играла в спектаклях в Доме культуры.
– О чём вам рассказывали на кружке юнкоров?
– Занятия у нас проходили 2-3 раза в неделю в редакции газеты или в Доме пионеров. Нас учили не только писать, но рассказывали о стилях журналистики, о том, как подобрать фотографии, правильно подписать готовый материал, как брать интервью (а ведь это – целое искусство!). Какими должны быть мимика, жесты и так далее. Атмосфера на кружке царила особенная, творческая. Кроме Лапина, занятия с нами проводила Ольга Чернышова (на тот момент главный редактор, иногда она читала нам и свои замечательные стихи), приходили и фотокорреспондент Владимир Журавлёв, внештатник Павел Мальцев. Бывали мы в типографии, где нам показали, как печатаются местные издания. Также мы посещали различные мероприятия, школьные и городские, писали об увиденном. Самое главное, наставники советовали – статья, заметка или репортаж о событии, о человеке должны быть «читабельны»! Иначе все труды напрасны. Чтобы получить корочки юнкора, нужно было не просто написать, а опубликовать в газете «Ишимская правда» 5-7 статей. Лишь после этого собирался совет, на котором решали, достоин ли кандидат называться юнкором. Добавлю ещё, что все статьи жёстко правились, и всегда обсуждалось, что написано хорошо, что плохо, что и как нужно доработать. Все помогали друг другу. Писали от руки, чаще карандашом. Ни компьютеров, ни диктофонов не было.
– Много ребят тогда пробовали себя в журналистике?
– Нет. Некоторые приходили и уходили, поняв, что им интереснее что-то другое или что журналистика – это сложная работа. Сначала нас было 7 человек, в основном девочки из 5 и 8 школ. В 9 классе нас осталось трое: Ирина Покидько, Татьяна Сарычева и я. К сожалению, не знаю, как сложилась дальнейшая судьба Ирины и Татьяны – после окончания школы связь мы уже не поддерживали.
– Помните свой первый материал на страницах газеты?
– Конечно! Он назывался «Школьный библиотекарь» и был опубликован 7 января 1987 года. В «Ишимской правде» тогда была рубрика «О людях хороших», и наш наставник Дмитрий Лапин дал мне задание подготовить для неё материал. Статья была о непростой судьбе Лидии Корнеевой, библиотекаря школы № 5. Позже в ту же рубрику были написаны и другие заметки. Обычно люди легко шли на контакт, работать было приятно. Это сейчас понимаешь, как это порой непросто увидеть и описать самое важное и сделать это так, чтобы читателю всё было понятно.
– Родители разделяли ваше увлечение?
– У меня в семье нет учителей или литераторов, но родители с детства прививали любовь к родному языку, знаниям; дома была собрана хорошая библиотека. В трёхлетнем возрасте я уже знала наизусть длинные стихи, выступала на концертах в садике, в школе была ведущей. Я росла творческим ребёнком и любила читать, а позже и писать сочинения. Ну а родителям, само собой, нравилось, что ребенок занят делом, которое ему по душе. Допустим, дочка сходила в школу, потом в музыкальную школу, а ещё и на кружок, вечером сидит дома и что-то пишет. Любому родителю это в радость. Мама, папа и старший брат, естественно, меня поддерживали. – Гонорары юнкорам платили?
– Да, и это тоже подстёгивало писать как можно лучше. Сумма была разная: и 2.50, и 4.70, и 7 рублей. Однажды даже выплатили порядка 20 рублей – по тем временам серьёзные деньги. Тем более для восьмиклассницы. Помню, что очень радовалась и гордилась тем, что смогла заработать их своим умом. – Занятия в кружке помогали вам в школьной жизни?
– Очень. На кружке мы учились писать эссе, очерки и статьи, после этого школьное сочинение не казалось сложным упражнением. Уметь правильно построить предложение и избежать грамматических, стилистических ошибок – это тоже немаловажно. Вдобавок наш директор Роза Ивановна Загнеева по пятницам собирала совет актива школы. Она интересовалась, например, чему научились те, кто ходит в кружок юнкора, какие там новости, чем мы занимаемся после занятий. Поддерживала, а если нужно было оперативно подготовить стенгазету или что-то подобное – обращалась к нам и мы старались помочь школе. Иногда спрашивали советов у наших наставников по кружку – Ольги Васильевны и Дмитрия Клементьевича. Мне приятно вспоминать, что тогда к нам относились серьёзно, наш труд ценили и уважали, в каждом ребёнке видели личность. И учили нас ценить и уважать других людей.
– И даже окончив школу, вы не расстались с журналистикой…
– Вопроса, куда пойти учиться после школы, для меня не стояло. Я знала заранее: только факультет русского языка и литературы нашего вуза. Так я стала учителем. На последнем курсе ишимского пединститута попала на практику в туберкулёзный санаторий, расположенный в Синицынском бору. После практики главврач этого учреждения Равиль Шамильевич Муратов сказал: «Вы нам подходите», – и пригласил меня на работу. После окончания учёбы я вернулась в санаторий и проработала там 11 лет. Причём почти сразу предложили вести для детей какой-либо кружок, я выбрала «Основы журналистики». На занятиях учила детей говорить, слушать собеседника, анализировать собранный материал, писать. Вместе мы освещали жизнь санатория, некоторые материалы по просьбе руководства готовила сама. Печатались в «Ишимской правде», «Тюменском комсомольце», еженедельно издавали собственную стенгазету «Наша жизнь». Приезжали к нам и корреспонденты из города. Своеобразным результатом этой работы стала брошюра «Возвращая здоровье детям», в которой нашли место статьи корреспондентов газеты «Ишимская правда», мои, заметки детей.
– Из детей, с которыми вы тогда занимались, кто-то связал свою жизнь с журналистикой?
– Насколько я знаю, нет. Но все они стали цельными личностями, чего-то добились в жизни. Некоторые пошли учиться в наш педагогический. Всех помню по именам: Луиза Османова, Аня Бажина, Лаура Неотбакиева, Влад Жилин, Женя Кравчук, Женя Лавина, Серёжа Арутюнян, Игорь Гунько, Ира Назаренко… Я уверена, кружок юнкоров стал для них полезным опытом. Умение общаться с людьми – целая наука, и не случайно журналисты очень часто – хорошие психологи, способные уловить настроение человека и полностью раскрыть своего героя. Труд корреспондента – очень тяжёлая работа. И тем, кто попробовал себя в этой сфере, многое может пригодиться в обычной жизни, даже если их профессия никогда не будет связана со СМИ.
P.S. Лилия Прокопьева и сегодня бережно хранит своё удостоверение юнкора, вырезки из газет со своими первыми материалами, фотографии с занятий кружка юнкоров, публикации уже своих учеников. И показывает всё это богатство с улыбкой. Для неё дружба с «Ишимской правдой» стала дружбой на долгие годы, статьи о работе комиссии по делам несовершеннолетних регулярно выходят на страницах издания. Лилия Александровна уверена: наша газета – надёжный союзник в хорошем деле по спасению детских душ.
Юлия Кроо. Фото Василия Баранова.

Автор: Юлия Кроо