Медиакарта
7:13 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Долюшка женская

Долюшка женская
11:10 | 22 июля 2010
Источник: Слава труду

Война. Страшное слово, значение которого люди старшего поколения знают не понаслышке. Они, от малого до старого, выдержали испытание, обрушившееся на нашу страну, каждый внёс свой вклад в разгром фашизма. Все меньше остаётся на земле людей, причастных к тем событиям. Сегодня мы продолжаем публикацию писем, рассказывающих о земляках-героях. Наш внештатный корреспондент из Слободчиков Нина Петровна Филёва написала о своей односельчанке, труженице, которая в числе других женщин в годы войны трудилась на военных заводах, приближая Победу.

«Во время Великой Отечественной войны Наталье Дмитриевне Сафрыгиной пришлось жить и работать в Омском секретном военном авиационном городке. За свои прожитые 94 года она достаточно помыкалась. Со слезами на глазах моя собеседница говорит: «Я всю жизнь надеялась только на себя и на Бога. Каждый день обращалась к Всевышнему, чтобы дал мне силы бороться и побеждать трудности».

Наташе исполнилось три года, когда умерла мать, оставив троих детей, младшей из которых был всего один год. Отец Дмитрий Кузьмич женился вторично, на свет появилось еще четверо ребятишек. Родители с утра до ночи работали.

Когда начали объединяться в колхозы, Дмитрий Кузьмич запротивился. В феврале 1932 года ночью пришли уполномоченные, собрали по деревне крепких стариков из тех, кто не подчинился, и увезли в Аромашево в милицию, потом пешими угнали в Голышманово, а оттуда – в Тюмень, где их и осудили.

Из амбаров Сафрыгиных в колхоз выгребли всё до зернышка. Семье до войны пришлось питаться кобылятником. Через шесть месяцев отец вернулся. Из тех мужиков, что с ним забирали, никто домой не возвратился.

Отец Наташи сразу вступил в колхоз, увёл со двора последнюю лошадь. Все старшие дети стали работать с ним. Колхозников постоянно отправляли целыми бригадами на лесозаготовки, заводы, торфяники и стройки. Вот и нашей Наташе с бригадой пришлось год работать в Красноуральске на медеплавильном заводе, потом на стройке, в Нижнем Тагиле. Чтобы приехать откуда домой, пришлось продать платок с головы и заплатить за билет. Дома такой же голод, беднота. Колхоз отправил ее в Аромашево на льнозавод. Год проработала, а от бедноты просвета нет. В 1939 году осиновский паренёк Игнатий Ишимцев приехал из Тюмени вербовать молодёжь на военную стройку. Наташа без колебания согласилась. Целый год строила для военнослужащих жильё в областном центре, а потом её бригаду перевели в Омский авиационный военный городок. Здесь и застала война.

Наталье и другим женщинам пришлось цементировать аэродром, взлётные и посадочные полосы для самолетов, строить жильё для лётчиков, казармы для курсантов. Семь лет она отслужила в этом городке. Дисциплина строжайшая, двойные пропуски до работы, лишние разговоры, опоздания жестоко пресекались. Работали по 14 часов в сутки. Кормили плохо, спать ложились с постоянным чувством голода. Обовшивленность была страшная, одежду выбрасывали на улицу, а по ней, как по муравейнику, эти твари ползали, местечка свободного не было. Люди умирали. Постоянно можно было видеть, как от бараков увозили ящики, из которых торчали то ноги, то руки умерших. С аэродрома военного городка самолёты улетали на фронт, сюда же и возвращались. На них доставляли продукты, почту на фронт, одежду.

– Помню, с фронта возращался самолёт и упал, не долетев до посадочной полосы, загорелся прямо у казармы. Мы тушили, лопатами кидали землю, сбивали огонь. Вытащили лётчика, а он весь окровавленный, стонет. Увезли его в госпиталь. Не знаю, выжил ли. Как-то почтовый самолёт с фронта возвращался, немного до аэродрома не долетел, на наших глазах в воздухе взорвался, – вспоминает Наталья Дмитриевна.

После войны решила остаться в Омске, задружила с военнослужащим. Саша ждал окончания службы, обещал забрать с собой на свою родину, а когда сроки службы истекли, он уехал один. Может быть, испугался трудностей, так как подруга уже ждала ребёнка.

Наташа знала, что в деревне будет не слаще, но пришлось возвращаться в Слободчики с четырёхмесячной Тамарой. Жилья не было. Родные старались поддерживать, жила то у одних, то у других. Моталась с квартиры на квартиру, где какая изба временно освободится, где добрые люди позовут. Три года пришлось жить уже с двумя детьми в сторожевой избушке, где был земляной пол, закатанный глиной. Девять мест жительства в деревне пришлось сменить, пока совхоз не построил ей незавидное жилище.

Какой только работы не переделала Наталья Дмитриевна, больше всего трудилась на ферме. За свиньями семь лет ходила, телят поила, в родильном отделении фермы работала.

В семейном архиве ветерана труда бережно хранятся Почётные грамоты и медали «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.»

Подготовила Н. ДУБИНИНА