На прошлой неделе мы встретились с директором Центра занятости К.А. Евсеевым, чтобы поговорить об актуальных вопросах занятости населения, возникающих в условиях экономического кризиса, а также об услугах, которые оказывает «биржа труда» (так местные жители чаще всего называют это государственное учреждение).
-Константин Александрович, традиционный вопрос: сколько безработных граждан зарегистрировано в настоящее время в районе?
-Двадцать шесть человек. Свободных рабочих мест почти вдвое больше - сорок пять.
-Есть ли заявки от сельхозработодателей?
-Востребованных с/х специальностей на сегодняшний день нет, но этот факт объясняется довольно-таки просто – люди работают «на хозяина» на основании устного соглашения, без оформления трудового договора, предварительно определяя объем работы и сумму вознаграждения. Многих, как правило, берут только на сезонные работы – сеять, пахать, убирать…
-Кто же входит в список двадцати шести официальных безработных?
-В основном это люди, уволенные по сокращению штатов. В связи с экономическим кризисом ряд предприятий и организаций вынуждены пойти на эту меру…
-Допустим, в Центр занятости обратился человек. Ваши действия.
-Как только граждане обращаются к нам, из существующих в наличии вакансий мы предлагаем работу, ведь, чтобы официально признать человека безработным, одного написанного заявления недостаточно. Только многие разворачиваются и сразу же уходят, потому что рассчитывают исключительно на получение пособия. Согласно действующему законодательству, если кто-то отказывается от двух предложений, на учет мы его не ставим. Нельзя же Центр занятости превращать в управление социальной защиты! Наша задача состоит в том, чтобы помочь найти работу при условии, что сам безработный активно ее ищет и самое главное – готов приступить к ней. В 2010 году действует программа по трудоустройству людей с ограниченными возможностями. В настоящий момент из семнадцати инвалидов все работают. К сожалению, некоторые руководители бюджетной сферы в этом вопросе упорно не идут навстречу.
-Как обстоят дела с профобучением, переобучением?
-На текущий год доведено государственное задание: проучить 48 человек. Можно сказать, что план мы уже выполнили - 45 человек получили профессии стропальщиков, крановщиков, электросварщиков, сантехников, продавцов… Полтора десятка ещё учатся - с нами сотрудничают 74 профессиональных технических училища. Хочу подчеркнуть, что речь идёт об учреждениях начального профессионального образования.
-Люди отучились, но где гарантии, что эти специальности в районе будут нужны?
-Невостребованных профессий мы не предлагаем. Совместно с администрацией района, сельскими поселениями и другими организациями служба занятости регулярно осуществляет анализ текущей потребности в рабочей силе в профессионально-квалифицированном разрезе.
Конкретный пример: житель райцентра, который (по веским и обоснованным причинам) получил отказ на участие в программе «Самозанятость», в настоящее время получил «корочки» стропальщика. В целях приобретения опыта направлен на стажировку - то есть процесс вливания в коллектив ему предложен, а дальнейшая судьба и ход событий – только в его руках. Проявит себя в работе, зарекомендует с положительной стороны – останется, нет – увы. Как показывает практика, кто действительно хотел работать - остался, кто не хотел – «потерялся» после первой же зарплаты…
-Проведите краткий анализ по численности безработных по сравнению с 2009 годом.
-В прошлом году на учете состояло 215 человек. Но не стоит забывать, что и сейчас в районе много незарегистрированных безработных.
-Допустим, пришёл человек с высшим образованием, а ему предлагают общественные работы. Цветы полоть он вряд ли пойдёт, да и мусор собирать тоже не станет…
-Такой вид деятельности мы предлагаем людям, не имеющим никакой профессии, или тем, кто утратил квалификацию.
А. КРИСТОВИЦКАЯ