Медиакарта
8:48 | 20 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Работа сердцем

Работа сердцем
10:09 | 07 июня 2013
Источник: Наша жизнь

Официально считается, что профессия социального работника появилась в нашей стране в 90-е годы ХХ века. Но ещё 8 июня 1701 года Петр I издал указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых, положивший начало созданию государственной системы социальной защиты». В преддверии годовщины этой исторической даты наш корреспондент Екатерина Терлеева беседует с заведующей отделением социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов МАУ КЦСОНКР Надеждой Анатольевной ТЕРЕНТЬЕВОЙ.

– Давно Вы этим фронтом командуете?

– Пять лет в должности заведующей и вообще в этом центре. До этого двадцать пять лет работала учителем начальных классов в Казанской начальной школе. В 2008 году почувствовала потребность что-то изменить в своей жизни, так оказалась здесь. Дело было новое, неизвестное. Сначала мне казалось: вот с детьми больше позитива, а здесь – одиночество, немощи человеческие…

– А Вы видите это? Я думала, только командуете, а к людям не выходите!

– Я выезжаю на территории с целью контроля полноты и качества предоставления услуг. Изучаю удовлетворённость клиентов социальным обслуживанием, их взаимодействие с социальным работником – это очень важно. Основной критерий оценки нашей работы – отсутствие обоснованных жалоб.

– Отсутствуют жалобы?

– С социальными работниками мне повезло. Женщины подобрались добросовестные, понимающие. Их в штате десять. Кроме того, у нас есть ещё и совместители. На дальних территориях, вроде Новогеоргиевки, Новоалександровки, по одному человеку обслуживается, поэтому в таких случаях по совместительству принимаем. К тому же между людьми со временем устанавливается взаимосвязь. Говорит, к примеру, пожилой человек: «Хочу, чтобы ко мне эта женщина ходила». И если она трудоустроена по основной работе в другом месте, никакой проблемы. Заключаем договор, принимаем человека на работу. Внештатных работников сейчас у нас 25. А случаи недовольства бывают такие… Многие из тех, кому сегодня за 80, привыкли получать в советские времена помощь безвозмездно – тимуровскую, шефскую. И сейчас переломить этот менталитет в пользу «отношения за плату» сложно. Теперь ведь в предоставлении социальных услуг нет зависимости от каких-то регалий – льгот практически нет. Льготой по соцобслуживанию на дому пользуются только участники войны. Остальные все в равных условиях. В зависимости от соотношения дохода и величины прожиточного минимума.

– А если человек дохода почти не имеет – малообеспеченный?

– Соотношение, которое определяет право на бесплатное обслуживание, фиксируется в соответствующем постановлении губернатора области. Например, величина прожиточного минимума для пенсионера сегодня 5121 рубль. А доход – пенсия – 8400 рублей. Если мы доход разделим на величину прожиточного минимума и умножим на сто, получаем искомое процентное соотношение. Если его величина до ста пятидесяти – обслуживание бесплатное. От ста пятидесяти до двухсот – частичная оплата. А свыше – услуги платные. Из дополнительного перечня услуг – сиделки. Если услуги, которые входят в систему госгарантий, могут оказываться как частично, так и полностью за плату, то услуга сиделки платная для всего населения. У нас работают три сиделки, все трудоустроены в районном центре. Согласно реестру услуг, в их обязанности входит смена постельного, нательного белья, содействие в приготовлении пищи, мытьё, причёсывание, помощь в одевании, смена памперса, содействие в госпитализации… В общем, полноценный уход. Сегодня на сиделок спрос есть.

– Сколько же человек у вас обслуживается всего?

– За 2012 год мы обслужили 109 человек. На территории каждого сельского поселения есть социальный работник. В Дубынском только нет. Сейчас ведь ещё оформляются люди через Пенсионный фонд, получают компенсацию на цели ухода. Бабушке выплачивается ежемесячно 1380, и она из этих средств рассчитывается с тем, кто за ней ухаживает. Были случаи, что человек от нас уходил, оформлялся через Пенсионный, а потом звонит, жалуется, что помощник редко посещает, не выполняет тех или иных обязанностей . Но мы в этом случае помочь ничем не можем, к сожалению. Так как Пенсионный фонд – не работодатель, они и не контролируют, как осуществляет помощь тот, кому пожилой человек отдаёт компенсацию.

– У вас внештатники больше получают?

– В среднем около 800 рублей ежемесячно. Немного.

– Но Вы как раз контролируете?

– Да, конечно.

– Каким образом Вы взаимодействуете с сотрудниками?

– Раз в месяц мы собираемся на техучёбу. Заранее определяется тема занятия, актуальная на данный момент времени. Например, последнее было на тему «Социальный феномен защиты от мошенничества». Раз категория наших клиентов попадает в группу риска по своей доверчивости, наши специалисты узнают, каким способам защиты можно научить своих подопечных. В апреле темой была распознавание и профилактика склонности к суицидальному поведению.

– Кто темы такие острые подбирает?

– Как кто? Я! (смеётся). Те проблемы, которые могут в жизни встретиться, рассматриваем. Приглашаем специалистов узкого профиля. Психолог у нас был, был медработник, рассказывал об оказании доврачебной помощи. Раз в месяц соцработники сдают нам отчёты в форме вот таких вот дневников (Надежда Анатольевна показывает аккуратные разлинованные тетради, где по графам – услуга, сумма, отметка о выполнении). В них они фиксируют все свои действия. Вот, например, – покупка и доставка продуктов, подвоз дров, вынос мусора, уборка дома. Ещё составляется график контрольных выходов на месяц. Вместе с социальным работником выезжаем, оцениваем обстановку, опрашиваем подопечных, довольны ли они. Заполняем анкету. Потом делаем выводы по результатам проверки, к примеру, социальное обслуживание устраивает, работой социального работника доволен.

– Как сами пенсионеры реагируют на эти дневнички?

– Они настроены так: «Да мы и так верим». Самим женщинам-соцработникам, может быть, не очень нравится эта писанина. Но порядок такой заведён – надо выполнять. Так же ведут дневники и отчитываются в оказанных услугах те, с кем заключён договор на социальное обслуживание по технологии «Приёмная семья для пожилого человека». Она начала осуществляться в нашем районе в прошлом году. На сегодня 6 человек устроены в «приёмные» семьи. Берут стариков в семью знакомые, дальние родственники – племянники, например.

– Какие требования предъявляете к кандидатам, желающим осуществлять уход за престарелыми людьми?

– Учитываем жилищные условия, требуем справки об отсутствии судимости, отсутствии медицинских противопоказаний. Перед тем, как заключить договор, будущие исполнители услуг проходят медицинское освидетельствование. Берётся согласие всех членов семьи старше 14 лет, что они не против совместно проживать с конкретной бабушкой. Кроме того, изучается психологическая совместимость, контролируется то, как складываются отношения. Хотя, как правило, отношения у людей уже сложившиеся.

– Какие проблемы Вы считаете актуальными?

– Я не скажу, что это проблема, скорее особенность сегодняшнего дня. До нас доводится муниципальное задание, и мы раз в год формируем списки граждан пожилого возраста через участковых специалистов на территориях сельских поселений. Но желающих нет. Нет очерёдности. Приходится предлагать свои услуги, рекламировать себя. И когда приходишь сам, начинаешь рассказывать о своих условиях и о порядке предоставления услуг, все настороженно воспринимают: ой, дорого, ой, много – так и пенсии не хватит. А потом, когда немножко привыкают и начинают доверять, то им уже и хорошо, и комфортно, и никого больше не надо.

– Есть время составлять планы на будущее?

– Новых технологий очень много. Какие-то, думаю, будут внед-ряться. Например, санаторий-профилакторий на дому – как вариант на будущее.

– За пять лет Вы почувствовали себя на своём месте?

  • Я могу сказать, что чувствую удовлетворение от своей работы. Чувствую, что делаю полезное дело. Тут к 9 мая для своих дедушек и бабушек купили сборники стихов о войне, приехали, поздравили. Так они эти маленькие знаки внимания приняли с такой благодарностью! За пять лет нареканий к работе своего отдела я не слышала. Даже со сложными по характеру людьми стараемся находить компромиссы. Поговорить, успокоить, приободрить. Отвлечь от плохих воспоминаний и мрачных мыслей, подарить хорошее настроение. Сделаешь это, выходишь – уф, так тяжело становится: ты взял груз проблем человеческих на себя.

– Подолгу работают ваши сотрудники?

– Да. Рыжкова Вера Михайловна здесь 15 лет, Ремезова Галина Ивановна – 21 год, другие стажисты. Молодёжь тоже есть. Например, Вероника Ендырёва, работает уже пять лет, пришла в эту сферу вслед за мамой. Берём людей, в том числе через центр занятости устраиваем, присматриваемся. Человек должен трезво оценить свои силы, свой характер. Что касается психологических аспектов – не каждый человек сможет ходить к бабушкам, выполнять все требующиеся санитарно-гигиенические процедуры, ухаживать за пожилым немощным человеком, терпеть болезни и характер. Надо таким родиться. Качество эмпатии (сопереживания) выходит на первый план – принять человека и психологически, и физиологически.

Сочувствовать, сопереживать, нести добро, поддержать, сделать, взять под свою ответственность – видите, сколько надо суметь. Да, есть примеры, когда люди работают из-за зарплаты – это отношение чувствуешь. Но таких единицы. А настоящих, прирождённых социальных работников подопечные так и называют: наши спасительницы. И ждут их, сидят у окошечка.