Чтение – лучшее учение. Но как для того, так и для другого нужна мотивация. Выбирая «учение», например, профессию, мы говорим себе: «Это мне нравится», или: «Я смогу хорошо зарабатывать», или: «Эта специальность популярна». Ведь отдать предпочтение какому-либо занятию так же важно, как и остановиться перед понравившейся книгой.
О том, на что обращают внимание дети, когда выбирают книгу для чтения, мы поговорили с заведующей детской библиотекой Еленой Римовной Кобелевой. И выяснили.
Яркая обложка
Красные, желтые, оранжевые, с красивыми картинками, они привлекают к себе внимание ребят. Хочется прикоснуться к таким книжкам, подержать в руках, полистать их щелестящие странички.
– Дети любят все яркое. Например, из двух одинаковых книг чаще будет пользоваться спросом та, которая лучше оформлена. Некоторых привлекают комиксы, потому что там больше цветных картинок, – поясняет Елена Римовна.
Экранизации как «раскручивание»
Экранизации были всегда. Пожалуй, самая нашумевшая – это «Мастер и Маргарита» М.Булгакова. После просмотра фильма многим, кто не читал это произведение в школьные годы, захотелось все-таки узнать подлинные мысли и чувства главных героев из первых уст, то есть из книги. Мастер и его Маргарита проложили фильму дорогу к лучам славы. Бывает, что книга неизвестна, а картина, снятая по ее мотивам, не только себя, но и литературное творение делает популярным. «Сумерки» С.Майер, «Гарри Поттер» Д.Роулинг – вот книги, которые стали читаемыми благодаря экранизации и хорошей игре актеров.
Пародии на известные книги
Пародия – это всегда смешно. А значит, обязательно привлечет внимание детей, которые не прочь посмеяться. Пожалуй, большинство ребятишек знают, кто такая Таня Гроттер – девочка–волшебница, учащаяся магической школы «Тибидохс», которая появилась благодаря Дмитрию Емцу.
– У нас «Таня Гроттер» пользуется популярностью. Книга интересная, ребятишки ее читают, – говорит Елена Римовна.
Влияние со стороны
Таким влиянием неплохо бы признать современную художественную литературу: бестселлеры П.Коэльо, Ч.Паланика, Х.Мураками. Смысл в этих книгах не завуалирован, прост для понимания. Но эти книги читают в основном в юношестве. А что же детям? Для маленьких книголюбов есть книги таких авторов, как К.Вудинг, М.Пейвер, В.Крапивин. Чтобы осмыслить литературные произведения, нужно научиться читать вдумчиво и необходимо получить совет близких людей.
– Есть у нас такие дети, которые сами читают и другим рекомендуют. Благодаря им книги не лежат на месте. Но влияние друзей – это одно, а когда интерес к литературе закладывается в семье – это совсем другое, более важное. Я бы посоветовала родителям знакомить ребенка с книгой как можно раньше, – говорит Елена Римовна.
Информационное поле
С каждым годом, месяцем, часом информация, которая обрушивается на нас из радиоприемников, с экранов телевизоров, из печатных и Интернет-СМИ, становится все разнообразнее. Порой даже взрослые люди не знают, как воспользоваться вновь полученными знаниями. Ведь очень сложно не потеряться и взять только то, что нужно. Конечно же, детям управлять информацией труднее, но у них есть одно преимущество: они родились и растут в эпоху, когда «великая глобализация» начинает властвовать над человечеством. Это научит их не бояться информационных потоков, находить в них полезные и ценные знания. А пока ребята путаются и часто выбирают не то, что им на самом деле нужно и интересно, а то, что навеяно модой.
Напоследок хочется сказать: взрослые, не говорите, что дети ничего не читают! Они читают! Просто книг, газет, журналов, Интернет-изданий так много, что выбрать что-то для себя очень сложно! Лучше приведите ребенка в библиотеку и помогите ему советом!
Е.Клейман
Фото И.Белослудцевой