Картины для персональной выставки Александра Лукича Тютюнникова собирали, что называется, с миру по нитке. Художник раздаривал их или продавал по мизерным ценам. Жизнь казалась вечной. По разумению мастера, времени для себя, для собирания личной коллекции картин оставалось много. Ветреные лета лишают нас дальнозоркости.
К излёту жизни времени стало недоставать. Надежды не сбылись. Болезнь обрушилась на художника лавиной. Непослушными стали руки, воплощавшие в картинах красоту окружающего мира.
Александр Лукич Тютюнников родился 14 мая 1948 года в Оренбургской области. Талант художника в душе мальчика пробудился рано. Юный Саша Тютюнников не выпускал из рук карандаша. Рисовал всё, что притягивало взгляд. Тонкие карандашные линии сплетались в графический узор, в котором определяющим являлся контраст светотени. Краски, смешение цветов мешали юному художнику сосредоточиться. Эта особенность повлияла на выбор учебного заведения.
Успешно закончив Харьковский художественно-промышленный институт, Александр поступает в Одесское художественное училище на художественно-конструкторское отделение. Фундаментальное образование позволит Александру расширить горизонты творчества.
Жизнь художника немыслима без странствий и перемены мест. После работы в художественном фонде города Петропавловска Северо-Казахстанской области Александр Тютюнников переезжает в село Казанское, которое стновится для него причалом на долгие, долгие годы.
Творчество художника воистину всеобъемлюще. Трудно определить, что является главным. Пейзажи, натюрморты, дружеские шаржи, сатирические миниатюры, портреты, книжная графика, словно ветви одного могучего дерева, живут своей яркой жизнью. И в каждом из этих жанров художник талантливо преуспевает.
Особой вехой в творчестве Александра Тютюнникова проходит монументальное искусство. По его проектам создавались памятники воинам-победителям в сёлах и деревнях района. Руками художника оформлены панорамы и диорамы в Казанском и Дубынском краеведческих музеях.
История крестьянского бунта 1921 года запечатлена в картинах, выставленных когда-то в стенах Дубынского музея. Не вина художника в том, что на полотнах этих доведённые до бунта крестьяне изображены злодеями.
Художник передал состояние людей, ужас ситуации, когда сын шёл с топором на отца, брат на брата.
Картины Александра Тютюнникова украшали международные выставки в Польше и Франции.
С картин, выставленных в Казанском краеведческом музее, взирают на посетителей знакомые лица. На полотнах художника узнаваемы живописные места окрестных луговин и речных берегов. Искренность художника завораживает, доброта его безмерна. Это чувствуется во всём: взгляде героев полотен, жестах, цветовой гамме пейзажей и натюрмортов.
Вот в дружеской компании сидят рыбаки. Картина эта по сюжетному построению напоминает в чём-то известное полотно. Но персонажи Тютюнникова живут на живописном полотне своей жизнью. В жестах, восторженном взгляде тютюнниковских рыбаков угадывается неодолимая страсть, которая пуще неволи.
Рассказчик, как и всякий рыбак на привале, явно привирает или, как говорят в народе, заливает почём зря. Но в глазах собеседников удивление. Они верят в то, чего не может быть на самом деле.
Один из посетителей выставки пристально взглянул на это полотно, всплеснул руками и громогласно заявил, что на полотне изображён его знакомый и место рыбацкого привала узнаваемо до кустика на берегу.
Талант художника заключается в том, что он умеет заметить и разглядеть то, что мы заметить и разглядеть не можем. Александр Блок определял эту способность творческих людей образным сравнением. Людьми, отнимающими запах у живого цветка, называл Блок поэтов и художников. Александр Тютюнников относится к этой категории.
Цветочный дух исходит от живописных картин художника – настолько сильно воображение.
До обидного мало картин, которые удалось собрать для персональной выставки художника. Их, по признанию Александра Лукича Тютюнникова, сотни. Они как повзрослевшие дети покинули отчий дом. Горевать об этом или радоваться тому, что они радуют и согревают сердца людей, с художником незнакомых. Пусть будет долгой их жизнь на чужих берегах. Пусть здравствует мастер.