В этом доме, который не может похвалиться евроремонтом и большими апартаментами, я уже бывала как-то раз. В нём живёт большая семья Кураевых, бережно сохраняющая ингушские национальные традиции, семейные устои: здесь культ детей, культ любви и взаимопонимания.
Галгай эздел –
на все времена
Напомню коротко: хозяин Руслан Османович в доме, конечно, главный. Строгий, принципиальный. Любит детей, учит их жизни. Там, где они родились, людей почитают за честность и правдолюбие. Уважают и чтят старость, заботятся о женщинах и детях. А женщины влюбляются в мужчин не за красоту, а за мужественность, гордость, волю, соблюдение обычаев. Так случилось и со Светланой. Руслан был именно таким, всегда мог себя защитить. Русская женщина родила ему шестерых детей – в сегодняшних ингушских семьях это редкость. Знала, что поступила правильно. Залина, Зелимхан, Наип, Адам (с ударением на первом слоге), Зарема, Исмаил – такие звучные имена дали Кураевы своим детям. Светлана Сергеевна не противилась решению мужа обосноваться на его родине. Пошла работать в школу учителем начальных классов. Прилежно вела дом, осваивала ингушские семейные традиции. Галгай эздел – свод правил ингушской этики: уважение к родителям, к старшим, забота о младших, роль женщины-хранительницы домашнего очага.
Потом Кураевы перебрались к родителям Светланы, в Заводоуковский район, а потом в Зоново. Нет ничего, что бы они ни сохранили в национальном укладе семьи, её традициях, живя преимущественно среди русского населения. Рамазан, пасха, ламаз. Халтым-бир по праздникам – ингушское национальное блюдо. Искреннее почтение к родственникам и единоверцам мужа. С детьми-школьниками Светлана сама разучивает национальные танцы. Сшила по интернетовскому описанию национальные костюмы. Зрители тепло принимают Зарему и Исмаила на их сельских праздниках.
Хорошие новости Кураевых
Сейчас повод зайти к Кураевым вполне обоснованный. Один из сыновей, Адам, на недавнем чемпионате России в Анапе завоевал титул вице-чемпиона и выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Наип – тоже признанный спортсмен российского уровня в этом виде. Старшую дочь, Залину, выдали замуж. Свадьбу праздновали в Ингушетии. И всё было, как требует древняя народная традиция: девушку жених украл, и только потом уже был общепринятый светский обряд. И ещё одна новость: Руслан Османович и Светлана Сергеевна обзавелись большим хозяйством. Ведь как было. Хозяин – строитель. Заработает денег в сезон, семья потом «растягивает» их до следующего лета. Светлана Сергеевна работала продавцом в магазине. Но главный её труд – мама и домохозяйка. Шестерых детей надо было накормить и обстирать, нянчить, воспитывать – растить. Сегодня школьников двое – Зарема и Исмаил. Наип и Адам – студенты. Учатся в Заводоуковском филиале Тюменского ГНГУ. Залина и Зелимхан – люди взрослые и самостоятельные.
Светлана Сергеевна, милая и обаятельная, с виду совсем девочка, вызывает всякий раз моё восхищение. Русская девушка вышла замуж за строителя из Ингушетии, приняла его веро-исповедание, национальные традиции, уклад семьи! Готова, как декабристка, ехать за ним хоть на историческую родину, хоть в деревню. Жить в крестьянском доме и заниматься исконно крестьянским ремеслом.
Крепкий двор – уверенность
в своём завтра
Подворью Кураевых полтора года. Вначале были коровы. Четыре в раз приобрели – так случилась. За строительство с Русланом Османовичем рассчитались живностью. Коровы и положили начало целенаправленному развитию их личного подсобного хозяйства.
Стали обустраиваться и расширяться. Всё прошлое лето Светлана Сергеевна занималась бурёнками да ещё и молоко принимала от частников, отправляла на Ситниковский молочно-консервный комбинат. Совмещала эти хлопотные заботы с работой продавца. Всё устраивало, вот только не хватало времени. Отстоит день у прилавка, а дома дел невпроворот. И дети – главная забота. Сдавая молоко, школьников одела к началу учебного года. Да, пожалуй, и всё. Цены на молоко – невелики. Но Руслан Османович, который, как и полагается мужчине, принимает все важные решения в доме и отвечает за всё, сказал: теперь он будет всегда вести хозяйство и растить скот. Крепкий двор – это и стол сытный на каждый день, и доход. И уверенность в своём завтра. Для большой семьи – безусловный выход. Хозяин прикупил на деньги, заработанные строительством, семнадцать овец. Потом ещё. Матки принесли потомство, и теперь в их стаде до полсотни мягкорунной живности.
Сказать, что вести домашнюю ферму трудно, ничего не сказать. Хозяйство постоянно требует финансовых вложений. И приложения внимания, знаний и физических сил едва ли не круглосуточно. Обидно, что жили в сельской местности, а навыки ухода за скотом пришлось осваивать с азов. Земли надо под сенокос и выпас. У Кураевых нет сенозаготовительной техники, поэтому много средств уходит на корма. Корову одну пришлось продать, чтобы купить сено. По тысяче рублей за тюк – дешевле не нашли. Соток двадцать огорода засаживают картофелем и овощами – тоже для кормоцеха. Благо земля преображается на глазах, щедро одаривая урожаем. Ведь навоз непокупной. Его хватает на парник и огуречные гряды, и на весь огород.
Продолжение читайте на страницах "Призыва".