Медиакарта
1:59 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Реабилитация как игра

Реабилитация как игра
11:26 | 19 июня 2013
Источник:

В Тюменской области зарегистрировано более полутора тысяч детей с ДЦП. Но наличие этого диагноза у ребенка вовсе не приговор – в мире существует масса методик и подходов к реабилитации особых деток. Еще один подход предложил доктор из Тюмени.

«Представьте себе ситуацию: вы работаете с ребенком, вкладываете всю душу, все знания, все умения. Но проходит месяц занятий, а улучшения минимальные. Это очень сложно – работать, работать и не видеть результата», – признается врач–педиатр, хирург–эксперт со стажем Ильдар РАХМАТУЛЛИН. Очень важно, уверен доктор, мотивировать самого ребенка, ведь когда желание подкреплено неподдельным интересом, лечение становится куда эффективнее. Эту идею специалист положил в основу придуманного им тренажера для реабилитации детей с ДЦП.

Тратим не на то

– Уже несколько лет вы углубленно занимаетесь проблемой реабилитации детей с ДЦП. Отношение к таким детям в обществе меняется?

– Безусловно. Сложно говорить об обществе в целом – есть люди разные. Лично я большим шагом вперед считаю то, что дети с ДЦП сейчас имеют возможность учиться в общеобразовательных школах. И хоть внимания особым деткам стало уделяться больше, до уровня Европы нам идти еще далеко, возможно, не один десяток лет.

– Мы часто слышим о том, что очередного тюменского ребенка отправили на лечение за границу, в частности, в китайские клиники. У нас что, в стране нет хороших клиник, специалистов, оборудования? Почему мы не можем создать конкуренцию тому же Китаю?

– Проблема серьезная и очень неоднозначная. Чтобы отправить одного ребенка в зарубежные клиники, тратятся значительные суммы. В то же время наши российские специалисты, которые занимаются с теми же детьми, это инструкторы ЛФК, массажисты, другие медработники, получают очень смешную зарплату – 12–15 тысяч рублей. Эти цифры не совсем увязываются в голове. То есть мы готовы отдавать огромные деньги за границу, но не готовы тратить на развитие своей структуры помощи детям. Это не совсем правильно.

А что касается китайских клиник, то эффективность, которой там добиваются, основана, в первую очередь, на работоспособности местных специалистов. Там с ребенком занимаются по пять часов в день. И цена на услуги на самом деле невысокая. Если перевести китайские деньги в российские рубли, то час работы специалиста по массажу или ЛФК, который по образованию врач, кстати, а не средний медицинский специалист, обойдется в 300–350 рублей. Это рыночная цена. В России расценки, по ощущениям, выше.

Я считаю, что те деньги, которые тратят власти и сами родители на реабилитацию за границей, могли бы быть потрачены здесь. У нас есть специалисты, и воспитать новых – задача посильная. Собственно, это и мои устремления – чтобы не наши дети за границу ездили, а оттуда к нам приезжали на реабилитацию.

Плавание на суше

– О детях, больных ДЦП, в последнее время говорят довольно часто – в ракурсе и лечения, и социализации. Откуда интерес к теме появился у вас?

– Это было пять лет назад, в 2008 году. У меня на реабилитации тогда была 12–летняя девочка с ДЦП (это был мой первый опыт, кстати). Десять дней мы проводили курс массажа и ЛФК, но абсолютно никаких результатов не добились. Уже потом я понял, почему так произошло: и десять дней для таких детей не срок, и те принципы в реабилитации, которые мы пытались задействовать, совершенно не подходили. Вообще, как оказалось, за последние 50 лет при огромном количестве методик прогресс в реабилитации ДЦП минимален.

– Когда же все–таки появилась идея создания тренажера?

– В то же время. Подробно описать, как этот тренажер создавался, я не могу, потому что работала над ним целая команда. Но суть его в том, чтобы сымитировать состояние человека в воде. Специальная пневматическая система уравновешивает вес ребенка десятью независимыми подвесами. Пациент находится в состоянии практически безразличного равновесия – так достигается компенсация веса, тем самым у ребенка угасают антигравитационные рефлексы. Тренажер позволяет проводить сеансы лечебной физкультуры, применяя несколько режимов: пассивно, используя только приводы, активно–пассивно – используя силу мышц пациента, активно – как тренажер.

Важно, что самому ребенку реабилитация напоминает игру: он как бы находится в подводном мире, выполняет разные задания – собирает сокровища, плавает на скорость с обитателями. Все это, по нашим оценкам, должно мотивировать маленького пациента двигаться более активно, участвовать в процессе реабилитации. Это вообще одна из самых важных и сложных задач. Очень многие методики построены без принятия во внимание собственных усилий ребенка. От реабилитологов порой можно услышать, мол, нам не до игры, а между тем давно установлено, что реабилитация как игра гораздо эффективнее.

– И когда же тренажер, наконец, увидит свет?

– Еще в 2011 году мы построили прототип, на котором проверили основные механизмы работы, опробовали виртуальную среду. Сейчас занимаемся созданием опытного образца, гораздо более функционального, который соответствует всем отраслевым стандартам. Тренажер – продукт дорогой. И помимо того, что полтора года назад мы стали резидентами бизнес–инкубатора технопарка, так еще и правительство Тюменской области оказало нам финансовую помощь – почти пять миллионов рублей, благодаря которым стало возможно продолжение работы.

Вообще за те годы, что мы с товарищами занимаемся проектом по созданию тренажера, мы вложили в него очень много и личных средств. Если б моя семья узнала, сколько я потратил денег на проект, меня бы выгнали из дома! Приходится очень много работать – по 14–16 часов в день, чтобы обеспечивать семью и чтобы еще хватало денег для развития проекта. Но пока – только так.

Справка

  • В Тюменской области более 1,5 тыс. детей с поражением центральной нервной системы, спинного мозга, в том числе ДЦП.

  • За последние два года 217 тюменских детей с диагнозом ДЦП побывали на лечении и реабилитации в лучших клиниках страны и мира. Это стало возможным благодаря региональному благотворительному проекту «Ключ к жизни». По самым свежим данным, общая сумма денежных поступлений от благотворителей составила 26,7 млн рублей.

Досье

Ильдар РАХМАТУЛЛИН родился 8 ноября 1977 г. в городе Ишимбай Республики Башкортостан. В 2000 г. окончил Башкирский государственный медицинский университет, в 2001 г. – Санкт–Петербургский институт усовершенствования врачей–экспертов.

Последние полтора года Ильдар занимается вопросами реабилитации при детском ДЦП, не относясь ни к какой клинике. Женат, воспитывает двух дочерей.

Елена АТАЛЫКОВА

Фото автора