Наверное у каждого человека есть те или иные страхи - например, боязнь остаться в одиночестве, без поддержки близких людей. Совсем одному… Очень часто я задумывалась, - а как же живут люди преклонного возраста в домах престарелых? По какой причине они туда попали? Возможно, потому что не могут заботиться о себе или не имеют близких, на которых могли бы быть возложены эти обязанности. У каждого своя судьба, и, наверняка, непростая. Однажды, случайно побывав у Александры Ивановны Васильевой, - заинтересовалась, и мне безумно захотелось вернуться обратно, чтобы поговорить с ней… Добравшись до нужного адреса, тихонько постучалась в дверь. Проходите! – произнесла Александра Ивановна, и я незамедлительно прошла в ее «обитель»…
В небольшой, но светлой комнатке, залитой лучами солнечного света, царила атмосфера добра и уюта. Опрятно убранная койка с горой набитых пухом подушек, красиво выложенных пирамидой. На трюмо старенькая, с обшарпанными углами икона Божьей матери. Возле окна – стол, на нем лежала гора таблеток и предвыборная листовка с изображением лидера партии КПРФ Г.А. Зюганова (как потом рассказала моя героиня – её постоянного «собеседника»). У двери скромная коечка, на которой лежала недовязанная дорожка, - рукоделие самой хозяйки. Пообщавшись с этой удивительной женщиной, можно сказать, что она сохранила женское обаяние, ловка и проворна… Но если внимательно посмотреть в глаза, полные тоски и печали, на больные натруженные руки, седину на висках... Понимаешь, что ей много пришлось пережить…
Восемьдесят четыре года тому назад, 20 апреля, в многодетной крестьянской семье Евдокии Петровны и Ивана Трофимовича Васильевых из села Забошино родился четвертый ребенок. Новорожденную малышку нарекли Александрой. Она росла обыкновенной девочкой. Как многие другие дети, ходила в школу, но закончить пришлось только три класса, так как ее папа ослеп, и нужно было помогать маме зарабатывать на жизнь.
Счастливое детство обошло ее стороной, так же как и большие светлые мечты, которым не суждено было сбыться. Все спутала Великая Отечественная… Как рассказывает Александра Ивановна, когда объявили, что началась война, по всей деревне был слышен вой женщин и детей. Провожая на бой своих родных, каждый понимал, что возможно видит их в последний раз…
-Без мужской силы осталась не только наша деревня, но и все соседние. Это невозможно описать, - вспоминает моя героиня, - Нужда, голод и холод… Но мы работали во имя Победы, все отправляя на фронт, чтобы хоть как-то накормить и поддержать наших солдат. Хлеб, табак, молоко – все сдавали, за что должны были получать трудодни, как и многие другие работники, но почему-то нам не давали ни кусочка хлеба… Да мы и не расстраивались, понимали – главное, чтобы сыты были те, кто на фронте отстаивает нашу Родину. Трудиться было некому, ведь кругом остались только дети, женщины да немощные старики… Всю мужскую работу пришлось взвалить на свои плечи. Ранним утром запрягала свою корову и пахала, боронила колхозные поля, также сеяла зерно, табак, пасла коз, доила коров… Так и метались мы с утра до ночи, а уж как совсем темнело - с сестрой Зинаидой вязали юбки и кофты, чтобы в холода как-то согреваться, да и собирали посылки на фронт с вязаными шерстяными носками и варежками.
Постоянно одолевал голод, из-за чего пропадали силы, но мы все равно трудились. Мама собирала солому, трясла мякину, из чего стряпала лепешки. А осенью с сестрой бегали по убранному полю, выкапывали мышиные норы… Вы знаете, - рассказывает Александра Ивановна, - в мышиных амбарах столько чистого зерна было! Мы его перемалывали и готовили себе ужин. Гнилой картошке тоже очень рады были! Летом нас лес кормил - собирали грибы и ягоды, дикий лук и щавель.
В мае 1945 года я, как и все рабочие, работала в поле и вдруг увидела, что на лошади во весь галоп скачет председатель колхоза и кричит: «Люди! Радуйтесь! Война закончилась! Слышите… Война закончилась»! Тогда, помню, что-то внутри перевернулось, когда все вокруг кричали «ура», радовались и обнимались… Я плакала, не веря, что наконец-то прекратились наши мучения.
В 22 года уехала в Свердловск, где устроилась в швейную мастерскую, там и встретила своего первого мужа - Семена Ивановича Постникова. Ему детей надо было, а у меня никак не получалось забеременеть, и через полтора года разошлись. Потом от мамы получила весточку, что тятя умер и нужно помогать по хозяйству… Собралась и поехала на родину. Трудилась в совхозе дояркой, нянечкой в яслях, поваром на полях… Все приходилось делать. В 1963 году вышла замуж за Григория Яковлевича Дацюк. Тридцать лет мы с ним прожили, - хозяйственный он был и работящий, проблем и забот не знала. Умер мой Гриша в марте 1992 года от острой сердечной недостаточности…
С того времени, как отгремела Великая Отечественная война, прошло уже 68 лет, но она, пережившая военное лихолетье, до сих пор не может вспоминать о тех временах без слёз.
-Я ведь из-за той тяжелой работы теперь одна, – со слезами на глазах тихонько произнесла Александра Ивановна. - От того, что приходилось в холода босой ходить – простыла. И не смогла родить себе ребенка… А ведь я так мечтала о детях.
Да, судьба - «злодейка» обделила счастливым материнством. Теперь не бегают вокруг нее внуки и не дергают бабушку за фартук. Но, не смотря на это, Александра Ивановна не совсем одинока. У нее появился настоящий друг и помощник - социальный работник Н.И. Паутова. Да и «человек с картинки» не дает очерстветь ее душе, ведь она беседует с ним, доверяя самое сокровенное….