Медиакарта
10:03 | 24 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Волны бушуют в подъезде

Волны бушуют в подъезде
11:08 | 26 июля 2010
Источник:

Тема этих рисунков – флот

Александр БОРОВИКОВ

Тимофей ГЕРАСИМОВ (фото)

В каждой семье есть своя родословная, свое древо, но всех нас объединяют общее горе – Великая Отечественная война, общая радость – Великая Победа.

Они ушли… Они с нами

Ушли в никуда два моих деда – пехотинцы Артемий Иванович и Пантелей Иванович Будылдины, покоящиеся под Сталинградом и в болоте под Ленинградом.

Тяжелое ранение получили в Сталинградских боях отец Михаил Александрович Боровиков и тесть Михаил Елисеевич Присевко, артиллеристы 152-мм гаубиц. Двоюродный дед Тимофей Матвеевич Боровиков, участник финской кампании, был ранен в Подмосковье, сражаясь в составе сибирского особого лыжного батальона. Он принимал участие в охране Верховного главнокомандующего СССР Иосифа Виссарионовича Сталина во время знаменитой Тегеранской встречи глав антигитлеровской коалиции.

В кровавых сражениях полегло много родственников отца и матери. Я и мои сверстники голодали в северном Самарово (Ханты-Мансийске). Почти каждая советская семья получила похоронки или встречала со слезами на глазах искалеченных близких с фронтов. Будь прокляты все войны – большие и маленькие, но память должна быть твердой, мы обязаны уважительно относиться к Великому Дню Победы, к людям, пожертвовавшим своими жизнями, здоровьем ради светлого будущего.

Необычная панорама

Дети войны… О них написаны книги, сняты кинофильмы. Старшие из нас стали орденоносцами, сражаясь в партизанских отрядах и в боях. У нас в Сибири не было фашистской мрази, но мы, малыши, вместе с бабушками молились за родных, сражавшихся на фронтах, стоя на коленях перед черными тарелками репродукторов.

Когда в средствах массовой информации стали говорить о подготовке к 65-летию Победы, я задумался: что могу, безногий инвалид, пенсионер, сделать для этого. И выход нашелся! В мае прошлого года решил исписанные нецензурщиной черно-ультрамариновые панели своего подъезда закрыть рисунками, посвященными юбилею Великой Победы. Тридцать лет тому назад я закончил оформительское отделение художественного факультета Московского народного университета искусств. Темой подъездной панорамы избрал флот.

Сначала появились силуэты русской ладьи 930 года, крейсера «Варяг», затем нарисовал «Корейца», знаменитую «Аврору», подводную лодку С-13, которой командовал личный враг фюрера, легендарный Александр Маринеско, торпедный катер Г-5 тюменской постройки и много других кораблей. В панораме есть и старые крепости, портовые домишки, церковь, мечеть, синагога, маяки, морская мина, вертолет, водолаз, многое другое. Часть панели отвел морским мифическим фигурам: Нептуну, Русалке, Водяному, Пирату и стражу погибших в водной пучине. Площадь панорамы – 30 квадратных метров, еще десять занимает разноцветная кирпичная мозаика у входа в подъезд.

Первое время было очень плохо с красками, кистями, разбавителем (на грошевую пенсию многого не купишь). Но мне помогла руководитель ООО «Жилсервисуют» Лариса Дукман. Мою оформительскую работу осмотрел главный инженер этого жилпредприятия. Одобрил. Однако люди низкой культуры взяли да измазали губной помадой рисунки…

При входе в подъезд на одной стене перечислены флоты и флотилии, где героически сражались советские моряки. На другой – надпись: «1945–2010. Победа СССР – Победа России!», рядом другая: «Слава морякам Военно-морского и гражданского флотов!». Это дань более чем миллиону флотских, погибших в страшной военной мясорубке. С обеих сторон эта надпись обрамлена флотскими стягами СССР и России, якорями. Особое место в панораме занимают портреты адмирала СССР, Героя Советского Союза, наркома Военно-морского флота страны в 1941-1945 годов Николая Кузнецова и 513 моряков, Героев Советского Союза.

На двух флотах – Северном и Тихоокеанском – нёс службу матрос-торпедист Рашид Юсупзянов. Его воспоминаний хватит, чтобы написать интересную книгу о походах на атомном подводном «крейсере». Слезы появились на глазах моряка, когда он увидел на стене силуэт подводной лодки «Ленинский комсомолец».

Матрос, 15 лет руководивший судомодельным кружком, Владимир Головин, глядя на мои рисунки, вспомнил, что любимой моделью его ребят были эсминцы. Осмотрев силуэты кораблей, он спросил: «А где, Александр Михайлович, наш подводный гигант «Курск»? Этот досадный промах я исправил. По его же предложению на панели появился и палубный самолет Як-40. Оценил мою работу и старшина первой статьи Валерий Бутузов, служивший на ракетном катере «Кронштадтский комсомолец» и бороздивший Балтийское море. Ему, как катернику, очень понравилось, что среди судов был торпедный катер Г-5 тюменской постройки. Всего их было 165, первый сошел на воду в грозном 1943 году. Закончил ряд боевых судов флагман Российского флота «Петр Великий».

В связи с моими рисунками в подъезде вспоминается один случай. Сижу как-то на скамейке, ко мне подходит молодой мужчина. Разговорились. Он осмотрел панораму, поинтересовался: «Дача есть?». Я ответил: «Где мне и жене, инвалидам, с дачей справиться?». Улыбнулся мой собеседник, через пару минут принес большущий кулек огурцов, помидоров, яблок, тыкву, свеклу и морковь. «Вот тебе, дед, от флота за добрую память о моряках. А писать обо мне не надо. Мои «надписи» есть на Черном, Средиземном морях, в Атлантике и сделаны большим флотским трудом в дальних походах», – сказал он.

Эпилог

Свою почти годовую художественную эпопею я закончил к Дню Победы. два этажа жилого дома посвятил флоту! Попутно замечу, на войне погибли не только мои деды, но и четыре дяди, в начале пятидесятых от ран умерли отец и тесть. Помня об этом, я посадил девять кустов в небольшом палисадничке на улице Рижской…

НА СНИМКЕ: автор и его морская панорама.