Говорят, что скоро в нашем районе откроют церковно-приходскую школу. Мало того, уже подобрали помещение. Дело осталось за малыми формальностями – и объявят первый набор малышей в необычное пока для нас учебное заведение. А вот в Ишиме церковно-приходская школа уже не просто привычный элемент местной образовательной системы, но и этакая городская достопримечательность, куда родители сегодня записывают ребёнка, когда тот ещё и в сад не ходит. И это – не воскресная школа, не факультатив, а полноценное среднее общеобразовательное учреждение. Недавно воспитанники Ишимской церковно-приходской школы побывали в Новоселезнёвском доме культуры с постановкой спектакля «Маленький принц».
Спектакль был не просто замечательным, а профессионально и талантливо поставленным и сыгранным.
Актёрский состав (почти все – старшеклассники церковно-приходской школы), режиссура, хореография, световые и звуковые эффекты, сам неожиданно для меня проявившийся христианский смысл «Маленького принца», этой притчи для взрослых (эх, мало было нас – взрослых), – оказались настоящим подарком для зрителей. Как получилось так здорово у вроде бы обычных школьников? Может быть, кроме таланта актёров и режиссёра, чуть-чуть повлияло то, что все силы, время в полуторачасовом спектакле ребята отдавали на благо ближнего: ребёнку на операцию собирали средства, пожертвованные зрителями.
После спектакля мне удалось побеседовать с руководителем и духовным наставником воспитанников Ишимской церковно-приходской школы отцом Михаилом (Денисовым), священником Никольского храма города Ишима.
– Батюшка, как всё-таки решили Вы создать церковно-приходскую школу, что стало толчком?
– Была потребность. Да и имел уже такой опыт, когда служил в Новом Уренгое. Там тоже организовывал православную гимназию. Когда видишь, какое положение в детской школьной среде, хочется что-то изменить. Нравы, атмосферу. Тем более когда сравниваешь её с атмосферой церкви. Наверное, это самое главное. Потребность, чтобы школа была «не такая».
– Чем же она отличается от обычной школы?
– У нас другая атмосфера. Конечно, дети – они и в Африке дети. Всё равно, что присуще детскому темпераменту, остаётся в любой школе, хоть в православной, хоть в неправославной. Но пиво не пьют у нас в школе. Да и вообще не пьют. Никто не курит. Манера общения тоже немножко другая.
– Но дети – из той же многоэтажки, из того же двора. Как сделать из них тех, кто манерой общения отличается, когда родители дома матом не просто ругаются, а разговаривают?
– Ну если дома привыкли к такому языку – никакой законоучитель, никакая школа ничего не поделают. Собери хоть целую школу святых старцев, но если дома принято – то… Естественно, собрались в нашей школе не только учителя другие по своему мировоззрению, но и родители тоже подбираются другие.
– Вашу школу посещают только дети верующих родителей?
– Вера ведь тоже разная бывает. У кого-то вера вмещает только кулич на Пасху, а кто-то каждое воскресенье в церкви. Но можно точно сказать – богоборцев нет.
– Как попасть к вам в школу?
– К нам записываются с трёх лет. Очередь сейчас большая. Отбора как такового нет. Если только явные отклонения в психическом развитии.
– Ребят-инвалидов принимаете?
– Конечно. Есть у нас такие детки.
– Как Вы подбирали коллектив?
– И учеников мы не искали, и учителей. Ни одного объявления
никогда не давали. Нас сами находят каким-то образом. Хотя любое дело – что организация фотокружка, что церковно-приходской школы где-нибудь в деревне – без капли крови не обойдётся. Начинали так же, как я сейчас настоятелю вашего Казанского храма отцу Вадиму рекомендую. Надо же постепенно в проблематику входить. Как в тяжёлой атлетике – никто же сразу большой вес не берёт. Сначала один класс набрать. На следующий год два будет. Ещё через год – три. Так потихоньку и мы начинали – втроём: я да два учителя. Сейчас у нас в коллективе 40 человек. С регистрацией образовательного учреждения тоже готов отцу Вадиму подсказать – куда идти, в какие двери стучать. Так ведь гораздо легче, чем когда в первый раз сам, никого и ничего не знаешь.
– Бюджетные средства выделяются на школу?
– Мы получаем такие же средства, как и обычная средняя школа. Подушная сейчас ведь оплата, зависящая от количества учеников. Но в обычных школах – имею в виду крупные – по тридцать человек в классе, этого хватает, чтобы прокормить учителя. А у нас в классе в среднем по 14 человек.
– Обучение раздельное?
– Нет, совместное. Хотя с определённого момента, может быть, лучше организовывать отдельное обучение. Но, если учитывать атмосферу вне школьных стен… Дети же не изолированы от окружающего мира. Если бы учреждение было типа суворовского училища – это бы имело какой-то смысл. Сегодня, думаю, это не самое главное в обучении.
– Общаются ребята со сверстниками из других школ?
– Да. Но, по-моему, немного. Им друзей хватает во внутришкольной среде.
– А как с успеваемостью – сравнить можно?
– Традиционно наша школа каждый год занимает призовые места на всех городских олимпиадах. На областные уже второй год выезжаем. Это можно считать показателем?
– ЕГЭ сдаёте? И наверняка Ваши воспитанники уже определились в выборе профессии. Кто-то выбрал духовное образование?
– ЕГЭ сдаём. Куда ж без него? Наши воспитанники, как и выпускники обычных школ, выбирают самые разные профессии, разные учебные заведения для получения дальнейшего образования, в том числе и духовного. Это будет наш первый выпуск, так что посмотрим, кто куда поступит, как каждый из выпускников определит свою жизнь.