Медиакарта
14:20 | 16 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Автоперевозчики по заказам: миф или реальность

Автоперевозчики по заказам: миф или реальность
10:35 | 02 июля 2013
Источник:

Мало кто из пассажиров (а мы, в общем-то, все пассажиры) не сталкивался с такой ситуацией. Вы стоите в очереди в билетную кассу, к вам подходит неприметного вида мужчина и вкрадчивым голосом интересуется: куда следуете? Затем предлагает: довезу без проблем, авто за углом! Многие соглашаются. По разным причинам: до отправления поезда (автобуса) ещё несколько часов ожидания, а тут – «едем прямо сейчас», мужичок обещает, что и время в пути у него гораздо короче. Бывает, что левак вообще без альтернативы, так как в кассе нет билетов и т.д.

Но всё это, однако, вчерашний день, примитив. Жизнь не стоит на месте. Вкрадчивых мужичков, ошивающихся возле касс, можно, конечно, увидеть и сегодня, как без них… Но в целом левак уже не тот. Он поумнел. Посолиднел. У самых умных и солидных дело поставлено на широкую ногу. Левый бизнес, можно сказать, процветает. Во многом благодаря тому, что леваки научились мимикрировать под легальных перевозчиков.

Вот как это происходит.

17 июня 2013 года. В центре Тюмени к Дворцу культуры «Строитель» подошли двое. Пошарив глазами, нашли по госномеру одну из припаркованных здесь машин – микроавтобус марки «форд». Затем состоялся следующий диалог с водителем.

– Здравствуйте, мы с вами уедем на Уват?

– Да.

– Сколько проезд стоит?

– Тысяча рублей.

– И через какое время будем на месте?

– Когда как. Три с половиной – четыре часа.

– Мы в командировку. Билеты будут?

– Конечно.

– Давайте мы заплатим сразу, где билеты?

– Нет, платить будете в Увате. Там же и билеты получите. У меня ничего нет.

– Кто будет выдавать?

– Кассир.

– Где будет выдавать?

– Когда приедем, я же сказал.

Обоих кандидатов на поездку в Уват охватили сильные сомнения. Где гарантия, что они действительно получат билеты? Честное слово водителя, абсолютно не знакомого им человека? И даже если он не обманет – как можно пускаться в неблизкую поездку (370 км) в качестве безбилетника? Несложно представить: остановка по требованию сотрудника контрольно-ревизионной службы. Он заглядывает в салон: так, граждане пассажиры, у вас есть билеты? Нет?! Придётся платить штраф.

Кроме того, на транспортном средстве не было никаких трафаретов, надписей, извещающих о том, что на нём осуществляются пассажирские перевозки. Ровным счётом никакой информации, как снаружи, так и в салоне автомобиля. И это лишь подогревало сомнения…

В общем, микроавтобус «форд», госномер К 282 ОР 72, отправился в рейс без этих двоих. Без них – но с восемью пассажирами на борту.

Наверняка у читателей возникли некоторые недоумённые вопросы. Что это за пассажирское транспортное судно без опознавательных знаков? Чей это таинственный голос в телефоне? Что ж, вы узнаете об этом прямо сейчас.

На поверку всё достаточно просто и прозаично. Некая бизнесвумен из населённого пункта Уват Светлана Клыгина решила заняться пассажирскими перевозками. Приобрела для этих целей два авто, в том числе микроавтобус марки «форд» (да, да, тот самый). По Увату и Тюмени расклеены её объявления: по понедельникам, средам и пятницам организованы рейсы из Увата до Тюмени и обратно, место и время отправления такие-то, обращаться по такому-то телефону. В конце объявления приписка: «Просьба звонить заблаговременно».

Потенциальные пассажиры звонят по указанному телефону. Голос в трубке подтверждает: рейс состоится. Таким образом происходит сбор «пассажирской команды».

Вот так по-гениальному просто организован этот бизнес. Надо полагать, достаточно доходный. Особенно если учесть, что условно «билеты» выдаются в режиме «по требованию». Стало быть, никаких проблем, если есть намерение львиную долю полученной выручки нигде не показывать.

Теперь самое время вспомнить о других автоперевозчиках, которые обслуживают пассажиров на том же маршруте Уват – Тюмень. Это частная автотранспортная компания «Трансавто». Естественно, у этой компании возник конфликт интересов с Клыгиной и её фирмой. Директор «Трансавто» Николай Ожгибесов решительно возражает против того, чтобы параллельно с его автобусами на трассу Тюмень – Уват выходили ещё чьи-то транспортные средства.

Дело в том, что компания «Трансавто» завоевала право на перевозку пассажиров по этому маршруту по результатам организованного властями конкурса. И признана единственным легальным автоперевозчиком на этом маршруте. Николая Ожгибесова нетрудно понять: с выходом «на арену» выскочившей подобно чёрту из табакерки фирмочки г-жи Клыгиной доходы компании «Трансавто» резко упали. Фирма-конкурент уводит пассажиров буквально из-под носа, легальному перевозчику остаются, образно говоря, объедки с чужого стола, то есть льготные категории пассажиров. Остальные едут на транспорте г-жи Клыгиной.

Слово Николаю Ожгибесову:

– Пять лет назад на Уват из Тюмени прямого сообщения не было. Люди ездили до Тобольска, делали пересадку либо на поезд, либо на автобус. Это наша компания открыла прямой маршрут. Закупили автобусы, стали работать. Возили по два-три пассажира сначала, терпели убытки. Потом накатали маршрут. Всё было хорошо, пока нам поперёк дороги не встала госпожа Клыгина. Решила тоже поработать на этом маршруте, денег подзаработать… Мы должны до точки соблюдать условия договора. Поэтому по пути заезжаем в Туртас, Тобольск, Байкалово, Ярково и прибываем в Тюмень в 14-50. Она же едет напрямую и в Тюмень приезжает намного раньше, около 12 часов. Естественно, людям это больше нравится…

У легального маршрута Тюмень – Уват есть номер: 553. Под этим номером его объявляют на автовокзалах и станциях. Никто из тех перевозчиков, кто оказался в аутсайдерах конкурса, не имеет права «перебегать дорогу» победителю. Но это в теории, а на практике… Почему же обладательница «голоса из трубки», в конкурсе и близко не участвовавшая, перебежала-таки дорогу компании Ожгибесова? Почему со стороны властей и контролирующих органов к ней нет никаких претензий. Где отгадка этого парадокса?

Теперь время познакомиться с юридической «отмычкой», которая позволяет проделывать такие фокусы. «Средство проникновения» называется так: перевозки пассажиров и багажа по заказам. Вот и Светлана Клыгина позиционирует себя как индивидуального предпринимателя, организовавшего пассажирские перевозки по заказам. Но всё дело в том, что организованные ею перевозки, мягко говоря, не совсем похожи на заказные.

Что такое перевозка пассажиров по заказам? Заглянем в два документа: «Устав автомобильного транспорта» и «Правила перевозки пассажиров и багажа…» Суть: перевозка по заказам возникает тогда, когда одна сторона, не имеющая собственного автотранспорта, заключает с другой стороной договор фрахтования транспортных средств. Договор фрахтования может быть как долгосрочным, так и краткосрочным, даже на одну поездку. Краткосрочные деловые отношения оформляются в виде так называемого заказа-наряда. Но в любом варианте договор фрахтования – документ жёсткий, содержит ряд обязательных требований как к фрахтователю (заказчику), так и к фрахтовщику (исполнителю). Перечень этих требований достаточно обширен, вот лишь некоторые из них.

Как должен выглядеть автомобиль, выполняющий заказные перевозки? «Транспортное средство, предоставляемое для перевозки пассажиров и багажа по заказу, оформляется табличками с надписью «Заказной», размещаемыми… над лобовым стеклом и/или в верхней части лобового стекла». «Над лобовым стеклом и/или на правой стороне кузова… указывается краткое наименование фрахтовщика», «на правой стороне кузова устанавливается указатель маршрута, на котором проставляются наименования начального и конечного… пунктов маршрута». Поскольку на микроавтобусе «форд», ушедшем в рейс на Уват от ДК «Строитель» 17 июня, не было вообще никаких табличек и прочих обязательных наименований, то можно говорить о первом нарушении.

Как должна выглядеть посадка в заказное авто? Представитель фрахтовщика (в нашем случае – водитель) должен был первым делом сверить фамилии тех двух претендентов на поездку со списком пассажиров. Важно: список составляется заранее, а не перед самым отправлением. Смысл сверки: каждый, кто претендует на место в салоне такого автомобиля, должен доказать своё право на проезд. Должен доказать, что включён фрахтователем в список пассажиров (если в качестве заказчика выступила организация) либо сам является фрахтователем – как физическое лицо. Те двое фрахтователями не являлись, никто ни в какие списки их не включал (да они об этом и не просили). Тем не менее водитель, не спрашивая фамилий, не упоминая каких-либо списков, пригласил незнакомцев «подняться на борт». То есть пассажиром якобы заказной поездки на автомобиле, принадлежащем Светлане Клыгиной, может стать любой желающий. И это – нарушение два.

Как должна выглядеть оплата проезда в автомобиле по заказу? И здесь ключевое слово – заранее. Когда пассажир приходит на посадку, его поездка уже оплачена, финансовый документ у него уже на руках. Поэтому совершенно абсурдным выглядит разговор с водителем в той части, где он называет цену проезда, которую предстоит заплатить, и говорит о том, что финансовый документ для бухгалтерии будет выдан в конце поездки. Как видим, тут сразу два нарушения – три и четыре.

А вот эта замечательная подробность – особняком. Летом прошлого года Николай Ожгибесов, крайне обеспокоенный тем, что индивидуальный предприниматель Клыгина наносит конкретный финансовый урон его автотранспортной компании, написал жалобу в территориальное Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН). Клыгину вызывали в УГАДН для дачи объяснений. И она заверила представителей федерального надзорного органа в том, что занимается заказными пассажирскими перевозками строго по правилам, по поводу «форда» с госномером К 282 ОР 72 сообщила, что он вообще находится в продаже, стало быть, нет и речи о том, чтобы он мог быть использован в дальнейшем для её перевозчицких планов. Прошёл год – и вот мы видим, что якобы пущенный в продажу «форд» ещё как используется госпожой Клыгиной для её вполне понятных планов!

И всё это вместе называется перевозками по заказу?!

Тут, конечно, неизбежно всплывает тема контроля. Абсурд: можно вести себя совершенно «по-детски», то есть безмятежно врать представителям контролирующей организации и при этом чувствовать себя в безопасности. Скажу точнее: чувствовать свою безнаказанность. И ещё. складывается странное впечатление, что предприниматели, подобные Клыгиной, врут напропалую потому, что знают: никто их глубоко проверять не будет…

Кстати сказать, этих «подобных» на тюменском рынке пассажирских автоперевозок, по-видимому, целая когорта. Во всяком случае, несколько перевозчиков, которые обслуживают свои маршруты по результатам конкурсов, рассказывали мне, что и к ним тоже присоседились незваные перевозчики «по заказам». К примеру, на маршруте Тюмень – Абатское протяжённостью 350 км пасутся сразу несколько таких фирм. Здесь незваные конкуренты «подрезали» автотранспортную компанию ООО «Вега Логистик». Особой же активностью отметилась таксомоторная фирма «Ховановское», у которой сразу несколько автомобилей, курсирующих из Абатского до областного центра и обратно.

Я решил проверить эту информацию – хотя бы в отношении лидера перевозок в этом направлении. Проверка состоялась по поводу фирмы «Ховановское». Сценарий тот же: «двое неизвестных» (среди них, вы уже поняли, ваш корреспондент) выяснили, где находится место посадки и отправления, подошли туда и поговорили с водителем. Вот совпадение: это место оказалось опять-таки рядышком с ДК «Строитель», только с другой, противоположной, стороны. Схема работы с клиентами у «Ховановского» та же, что и у ИП «Клыгина»: потенциальные пассажиры, увидев объявление (хозяйка бизнеса г-жа Хованова, помещает их в газете), звонят по указанному телефону, и голос в трубке сообщает им время и точку отправления. Вернее, уточняет, потому что обе координаты могут в зависимости от обстоятельств корректироваться.

В общем, всё было очень похоже, как и в случае с микроавтобусом г-жи Клыгиной: автомобиль, следующий до Абатского, мы нашли по указанному нам госномеру, в разговоре с водителем выяснили, что можем беспрепятственно занять в этом автомобиле места и без проблем доехать до пункта назначения. Расплачиваться будем наличными, и опять-таки не в начале поездки, а в конце (и тут совпадение!).

Впрочем, было и одно различие. Когда мы сообщили, что едем в командировку и, следовательно, нам нужны билеты для отчёта в бухгалтерии, водитель без промедления показал нам некий финансовый документ. Не билет, а какой-то бланк, что-то вроде приходного ордера. Бумажка была проштампована печатью предприятия «Ховановское». В бумажке было незаполненное место, куда следовало вписать свою фамилию. Варианты разные: одна бумажка на двоих, две бумажки на двоих, то есть каждому по бумажке… Водитель повторил несколько раз, что мы зря беспокоимся, этот документ пройдёт в любой бухгалтерии.

Мы не стали говорить нашему любезному извозчику, что печалит нас совсем другое. Как раз то, что подобные бумажки проходят. И не только они, а без проблем проходит весь этот беспардонный «маскировочный» бизнес…

Итак, два предпринятых мною скромных, даже примитивных журналистских расследования со всей наглядностью показали: и индивидуальный предприниматель Светлана Клыгина, и фирма «Ховановское» под видом пассажирских перевозок по заказам занимаются несколько другой деятельностью, которую очень трудно назвать законной. Вполне допускаю, что в их практике водятся и «настоящие» заказные рейсы и что в тех рейсах всё чин чинарём. Но даже если так (в чём я сильно сомневаюсь), то это не меняет сути: обе бизнес-структуры активно занимаются левыми перевозками. О чём красноречиво говорит 100-процентная эффективность организованных вашим корреспондентом проверок «а ля пассажир»: две проверки – два попадания в яблочко.

Но вот вопрос: если выводить таких хамелеонов от бизнеса на чистую воду так просто (а контролирующим организациям ещё проще, потому что их представителям перевозчики обязаны предоставлять всё, например, важнейший документ – договор фрахтования, а простым пассажирам не обязаны предоставлять вообще ничего), то почему они чувствуют себя так вольготно, как сегодня? И это тем более удивительно, что за такие нарушения законодателями предусмотрены довольно серьёзные наказания. Заглянем на этот раз в Кодекс об административных правонарушениях.

«Перевозка пассажиров и багажа по заказу без заключения в письменной форме договора фрахтования транспортного средства», «Взимание платы с пассажиров при перевозке по заказу…», «Посадка пассажиров… без предъявления пассажирами документов, удостоверяющих их право на проезд в этом транспортном средстве или при отсутствии списка пассажиров…» – любое из этих нарушений «влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – двухсот тысяч рублей».

Что ж, похоже, моё предположение о том, что нарушители ощущают себя в комфортной обстановке безнаказанности, так как знают, что никто их глубоко проверять не будет, совсем недалеко от истины. А всё потому, что я ошибся в другом своём предположении: будто контролирующим органам проще осуществлять проверки частных автоперевозчиков.

На самом деле – не проще. Дело в том, что наше родное государство в последние годы весьма озаботилось тем, что проверяющие организации мешают работать малому и среднему бизнесу, «кошмарят» его. И вышли в свет законы, взявшие предпринимателей под заботливую опеку. Вот, пожалуйста: плановые проверки в соответствии с ФЗ № 294 от 26.12. 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» могут проводиться не чаще, чем раз в три года. Если какая-то проверяющая организация осмелится-таки провести проверку в пределах этого трёхлетнего срока, то её без проблем «откошмарят» саму, за чем строго следит прокуратура.

Но для особых случаев предусмотрены и внеплановые проверки! Например, по обращениям и заявлениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Этим правом в июне этого года (кстати, не в первый раз) воспользовался Михаил Чемякин, руководитель ООО «Вега Логистик». В его заявлении, адресованном территориальному Управлению государственного автодорожного надзора, изложена следующая информация: ООО «Вега Логистик» выполняет перевозки по маршруту №520 Тюмень – Абатское, по этому же маршруту перевозят пассажиров незаконные перевозчики, в том числе предприятия «Ховановское», что наносит ООО «Вега Логистик» немалый финансовый ущерб. Пришёл ответ за подписью и.о. начальника УГАДН И.В. Потапова, в котором содержится вывод в отношении индивидуального предпринимателя Е.Н. Ховановой (отсюда название предприятия – «Ховановское»): её деятельность «по организации перевозки пассажиров… относится к перевозкам пассажиров и багажа по заказам». Дальше цитировать этот документ не имеет смысла. Потому что он составлен не по результатам внеплановой проверки в «полевых условиях» (её не было), а на основании беседы с владелицей таксофирмы. Было бы очень странным, если бы г-жа Хованова стала наговаривать на самое себя…

Суть в том, что не мог И.В. Потапов организовать внеплановую проверку. Не имел права. Но ведь у него на руках имелась жалоба от руководителя частной фирмы! Разве она не должна была послужить основанием для внеплановой проверки? Оказывается, не должна была. И вот почему.

Снова заглядываем в федеральный закон № 294. В нём перечислены случаи, когда обращения и заявления, поступающие в надзорные организации, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки. В том числе такой случай: когда обращения и заявления «не содержат сведений и фактов, указанных в части 2 статьи 10». Каких же необходимых сведений и фактов не содержалось в заявлении Михаила Чемякина? Оказывается, те, что перечислены им, недостаточно крупного калибра. А калибр нужен следующий:

«а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия… народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия… народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера…»

Неутешительный вывод: у Михаила Чемякина, как и у Николая Ожгибесова, как у многих других автоперевозчиков, которые выиграли свои маршруты, участвуя в конкурсах, и чей бизнес оказался «подрезанным» всякого рода леваками, практически нет смысла обращаться в надзорные органы, добиваться внеплановых проверок недобросовестных конкурентов. Ну не располагают жалобщики фактами, что их конкуренты устраивают техногенные катастрофы или разрушают объекты культурного наследия! Всего лишь зарабатывают деньги не совсем честным путём, разрушают чей-то бизнес…

Странная получается ситуация. Государство, с одной стороны, старается упорядочить пассажирские автоперевозки, в том числе междугородные – путём проведения тендеров. С другой стороны – оно же задало правила игры, когда невозможно, или почти невозможно, выявить и наказать тех, кто созданный порядок нарушает. Нет, не нарушает – ломает. Создана целая система органов контроля, но она явно пробуксовывает, у контролёров связаны руки. Государство (понятно, с благими намерениями) взяло предпринимателей под своё крыло. Но крыло это оказалось чересчур широким. Настолько, что под ним находится достаточно места для пройдох и ловкачей…

И с этим надо что-то делать.

Автор: Влад ГРАННИК /фото автора/