Задумчивый взгляд вдаль - кажется, промелькнули в памяти все прошедшие годы… А трудовые годы Ирины Федоровны Муравьевой - нелегкие.
С девятнадцати лет она работала дояркой в деревне Чесноки. Это сейчас в Чесноках осталось мало жителей, а до 90-х годов народа было много. Были ФАП, магазин, школа и ферма – передовая в районе. Два гурта дойных коров, два гурта крупнорогатого скота, свинарник. Люди не уезжали из деревни - была работа, молодежь возвращалась в родные края. С горечью сейчас смотрит Ирина Федоровна на родную деревню, в которой столько прожито, для которой столько сделано.
Кто из молодых девушек может представить, каково это - каждый день по три раза доить двадцать коров? Мало того, доить руками, а не аппаратом! Думаю, в наше время - никто… А ведь раньше доярки не только это успевали и могли, но и другую работу выполняли, которая впору была бы мужчинам! Ирина Федоровна вспоминает о своих трудовых днях:
-Рабочий день у доярки начинался в половине четвертого утра, ведь до работы нужно было еще и свою корову успеть подоить. А без нее никак – всю семью кормила. На ферме было два гурта, в каждом из которых по двести коров. На один гурт приходилось шесть доярок. Утром работали с четырех до девяти, в одиннадцать опять на дойку ехали, и вечером - в пять часов. Вот так весь день и проходил в работе – никакого отдыха! Трудились шесть дней в неделю, часто вообще без выходных и отпусков. Каждая доярка по двадцать-двадцать пять коров доила. Сначала руками, потом уж только доильные аппараты появились. Дойка от деревни находилась в двух километрах. Если дорога была плохая – машину цеплял трактор, и так добирались. А грязи было, грязи! Молоко загружали на машину и везли в Бердюжье – там из него делали сливки и масло. Но не только дойка нашей заботой была – скотники привезут корм к базе, а мы его разносим. Силос - на носилках, а сено - на вилах. Фляги с молоком тоже сами носили.
Выбора у Ирины Федоровны не было – воспитывала ее одна мама. Годы были тяжелые – в 1943 пришлось переехать из Омской области в Армизонский район, совхоз Красноорловский. По окончании семи классов, чтобы продолжить обучение, нужно было ехать в Армизон, но возможности такой не было. Вот и пришлось шестнадцатилетней девчонке пойти работать дояркой, как ее мама.
Так и писалась трудовая биография Ирины Федоровны – изо дня в день целых 35 лет! Работала она добросовестно – недаром наградой за такой труд стали два ордена Трудовой Славы, третьей и второй степеней, целая кипа грамот, звание «Ударник коммунистического труда».
В 1954 году вернулся со службы Василий Сергеевич Муравьев. Познакомился с Ириной Федоровной - и больше они не расставались. Из Армизонского района в 1957 году переехали в деревню Чесноки, где проживают по сей день.
«Трудяги» - говорят о таких людях. Василий Сергеевич 15 лет работал шофером, 25 лет - трактористом. Ирина Федоровна, помимо работы на ферме, еще и успевала заниматься общественными делами – была депутатом сельского и районного Советов, членом бюро райкома партии.
Семья – это тоже большой труд. 58 лет семейного стажа за плечами этой пары! Трое детей, которых они воспитали, дали образование. К сожалению, старшего сына уже нет в живых. Дочь Татьяна и сын Александр сейчас живут в Бердюжье, но всегда находят время, чтобы помочь, навестить любимых родителей.
И все-таки многим сложно представить, как это столько лет можно прожить в браке? Ирина Федоровна говорит:
-Главное в браке – терпение! А терпеть многое приходится… Что скрывать – по-разному было, но семью мы сохранили. Столько лет рука об руку идем, детей воспитали, а теперь вот и старость встречаем вместе. Домашними делами сейчас занимается Василий – я не могу. А ведь так и должны жить супруги - заботиться друг о друге, поддерживать. Вся наша жизнь - в работе! Но хоть и трудились до упада, и спали мало, а жить все равно хотелось! Жили трудно, но работали весело – с песнями!
Когда встречаются такие люди «старой закалки» – сильные, терпеливые, достойно вынесшие все тяготы, честно заслужившие уважение своим неимоверным трудом, понимаешь – нам есть на кого равняться!
На снимке: супруги Муравьевы.
Фото автора