Медиакарта
20:41 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Гамбит Николая Руссу

Гамбит Николая Руссу
11:12 | 03 июля 2013
Источник:

Кто играет в шахматы, вполне понимает, что такое гамбит. Справка для тех, кто освоил только картежные приемы. Гамбиты подразделяются на королевский, волжский, ферзевый, славянский, гамбит Гампе-Альгайера, Петрова, двойной гамбит Мак-Дониеля… Ну, сдаешь в дебюте пешку, даже фигуру – и захватываешь центр, противник отступает, в конечном счете выигрываешь. Противник может не принять жертву, сам жертвует материал типа контргамбита Фалькбеера. Классик сказал: «Вся наша жизнь – игра, а люди в ней – актеры».

Когда генеральный директор ОАО «Мостострой-11» Николай Александрович Руссу принял решение о сооружении двухуровневого путепровода по Московскому тракту за 6 месяцев, то жертвовал многим. Чего уж там, на кону стояла собственная честь. Свой комплект опалубки для установки опор имелся, но выиграть дело можно массовостью, пришлось арендовать ещё комплект – понятно, не за красивые глазки. Платить людям за ударный труд – тоже деньги.

Игра склонялась в пользу мостостроевцев. Но природа выступила с контргамбитом – начались осенние дожди. Правда, там, у небесной канцелярии, материала, полуфабриката не хватило, осадки мало-мало прекратились. И день в день от назначенного Руссу срока, то есть 26 октября минувшего года, строительство транспортной развязки завершили. Движение открыли 1 ноября. Если бы не расторопность и высокая дисциплина команды Руссу, объект монтировали бы ещё и в этот день, когда читатель видит перед собой данный номер газеты. Потому что осень и зиму – 6 месяцев – можно смело выбрасывать со сроков строительства, так как эстакады, съезды и подходы асфальтом в слякоть и морозы не покроешь, технология не позволяет. В контракте природные условия не учитываются. Сами понимаете, дело вовсе не в установленном рекорде.

О том, как создавалась «московская» развязка, я весьма подробно рассказал в очерке, опубликованном в «Тюменской правде». И вскоре общался с оппонентом, то есть высоким должностным лицом из конкурирующей с «Мостостроем-11» фирмы. И он сказал: «За 6 месяцев приличную развязку построить нельзя». «Это вы завидуете», – отвечаю. «Да, завидуем. Завидуем тому, как Руссу так легко землю получил под строительство путепровода».

Ой, ребята, в нашей жизни нигде и никогда не бывает легкости. Ко всему надо руки-ноги приложить, умишком пораскинуть. Ещё надо хорошо подумать, с чем отправляться к владельцу «пятачка». Руссу строил транспортную развязку в городе Сочи на пересечении улиц Донской и Виноградной. Землю под стройку пробивали… 2 года. Это олимпийский объект, под контролем президента! Но надо держать удар. Проигрывать тоже следует с достойным лицом. Конечно, путепровод в Сочи Руссу построил. Тюменские знатоки оценили: «Такое нам и не снилось». Судили по иллюстрациям. Фотограф выбрал очень удачный ракурс. А так по объемам сочинская развязка несколько уступает развязке «московской», вернее, тюменской. Ландшафт южный, конечно, сложнее – горный. Для мостостроителей довольно значимое условие. Да и не соснами впоследствии территорию озеленяли, а пальмами. Пишу «Руссу построил». Ясное дело, любое сооружение возводит коллектив в составе монтажников, плотников-бетонщиков, электросварщиков, маляров, мастеров, прорабов, инженеров и техников. «Руссу» – для краткости.

... На кафедре «Автомобильные дороги и аэродромы» ТюмГАСУ молодые люди только что защитили дипломные проекты. Примерно 40 процентов выпускников будут трудоустроены без проблем, потому что учились по направлению предприятий. Остальным вновь испеченным инженерам путей сообщения предстоит самоопределяться – термин такой интересный. Вроде бы есть куда идти – только в Тюменской области более 380 дорожных предприятий. И везде требуется линейный состав, то есть мастера и прорабы. Как водится, в объявлениях особо подчеркивают: «Со стажем работы не менее 3-х лет». Значит, рассчитывают переманить того парня из соседней конторы.

В «Мостострое-11» дело поставлено так. Компания берет студента под свою опеку ещё на первом курсе. С вузом заключается договор о подготовке специалиста. Имеются в виду 3 университета: Омский автодорожный, Сибирский и Саратовский технические. Руссу своим приказом назначает кураторов из числа первых руководителей подразделения. Студенты получают дополнительную стипендию от компании. Все практики проходят тут же, на виду. Получил диплом – и вот вам готовый мастер.

– Человеку со стороны трудно вписаться в коллектив, – считает Николай Александрович. – Надо знать традиции, устои, выработанные годами правила поведения…

Да уж, соображаю, со своим уставом в чужой монастырь... Нет, со стороны тоже приходят. Мой новый знакомый Дмитрий Маслюков окончил Тюменский нефтегазовый, значит, инженер. А отработал на Сочинской транспортной развязке простым электросварщиком. Нынче перевели парня в мастера.

– В нашей компании почти все руководители начинали с мастера, – говорит генеральный директор. – Пожалуйста. Сергей Васильевич Бреус, Владимир Иванович Назарько, Леонид Петрович Губко, Юрий Иванович Шкут, Николай Валентинович Дроздов, Александр Яковлевич Косяков. Я сам вышел из молодых специалистов. То же самое могу сказать о главном инженере компании Валерии Георгиевиче Витманасе. В настоящее время у нас проходят практику 154 студента – из трех университетов и Омского колледжа транспортного строительства. Последний пополняет рабочую прослойку: монтажники, машинисты кранов, стропальщики, но со временем люди оканчивают вузы и тоже становятся инженерами. Среди выпускников техникума есть и директора подразделений.

В компании «Мостострой-11» я знакомился с регламентом по работе с молодыми специалистами толщиной в немецко-русский словарь под редакцией А. Лепинга. Держу фолиант на рабочем столе, так как отдельные слова иностранного происхождения, но написанные по-русски, без словаря не разобрать. У Лепинга обозначены 80 тысяч слов, словарный запас А. Пушкина составлял 22 тысячи единиц, у Эллочки-людоедки – 30 слов, у некоторых нынешних отличников ЕГЭ – того меньше. На эту тему и говорим с Руссу.

– В моем родном СибАДИ внедряют иностранную систему образования. Будут бакалавры мостостроения. В принципе, получим техников. Разве можно такое сложное инженерное сооружение перепоручать лицам со средним техническим образованием? Возьмем сургутский мост на Оби, построенный нашим коллективом и занесенный в Книгу рекордов Гиннесса: часть сооружения под землей – опоры на сваях, погруженных в недра на глубину до 30 метров. Далее: несущий пилон возвышается над землей на 150 метров, центральный пролет – 408 метров, общая длина более двух километров.

Скажут, так ведь бакалавр продолжит обучение в магистратуре. Увы, магистр не специалист той или иной отрасли, это ученый – по западным меркам доктор тех или иных наук. Наш коллектив выражал сомнения в письме тогдашнему министру образования и науки РФ Андрею Александровичу Фурсенко. Ответа не получили никакого.

В эти дни в главном тюменском офисе компании состоится конференция молодых специалистов, то есть инженеров, влившихся в коллектив год-полтора тому назад. Одновременно пройдёт командно-образовательный семинар – надо же довести до линейного персонала новинки экономики. Начальство выслушает пожелания новичков, заодно присмотрится к тем талантам, которых уже можно двигать вверх по служебной лестнице. Такова традиция.

Меня давно беспокоит вопрос: генеральный директор «Мостостроя-11» является заодно почетным профессором ТюмГАСУ. За что оказана такая честь? За то, что является попечителем, то есть фирма отстегивает энную сумму в учебный фонд? Николай Александрович не стал комментировать момент. Чего уж там, у государства никогда не хватало денег на высшее образование. Так было при царе Горохе, до и после него. Смольный институт благородных девиц кто спонсировал? Известный просветитель и меценат, личный секретарь Екатерины Великой Иван Бецкой, а впоследствии купцы Алексеевы, Боевы, Лямины, Мазурины, Морозовы, Солодовниковы, Хлудовы. Самый богатый человек Америки и один из богатейших людей мира Билл Гейтс отстегнул из своего кармана на высшее образование более 20 миллиардов долларов. Филантроп.

А Николай Руссу не филантроп, он прагматик. Кто не знает о злоключениях института «Тюменьгражданпроект»? Люди многими месяцами не получали зарплату, прокуратура с ног сбилась, выясняя трудовые и прочие отношения. «Мостострой-11» взял проектировщиков под свое крыло. Ведь дополнительные затраты. Конечно, гамбит.

– Но зато имеем в компании замкнутый производственный цикл: проектирование, строительство, контроль, – отвечает Руссу.

Все разговоры мы ведем в штабе строительства транспортной развязки. На составленных столах многометровая карта в цветном исполнении, гамма такая, что великий художник-импрессионист Илья Репин отдыхает. Название бумажищи значится в правом нижнем углу: «Транспортная развязка по ул. Мельникайте и ул. Ставропольская. Корректировка проектной и рабочей документации. Разработал – Минулина. Проверил – Копылова». Почему корректировка? Потому что в прежнем проекте, сотворенном другим институтом (вывеску раскрывать не стану), имелось море разливанное ошибок.

Лично я не вполне уверен, что в «Тюменьгражданпроекте» все сотрудники семи пядей во лбу. Думаю, глава компании подтянет их до уровня «мостовиков». Смеяться над сказанным нечего, мостостроители испокон веку считаются среди строителей «голубой кровью», гвардией строительства, так что Руссу – гвардии «генерал». И этим все сказано.

Вообще Николай Александрович 20 лет руководил «Мостоотрядом-36», довел базу до совершенства. В «Мостоотряде» производят много чего: железобетонные и бетонные конструкции, стальные каркасы зданий. Имеется цех по выпуску бетонных и столярных изделий, пластиковых окон. В наличии современная техника.

– Может, Николай Александрович, – предлагаю, – для полноты счастья вам стоит обзавестись собственным заводом металлоконструкций?

– Зачем? Этот рынок уже заполнен. Нас вполне устраивают поставки «Тюменьстальмоста» и «Курганстальмоста».

Ну да, как в народе выражаются, ласковое теляте двух маток сосет. По роду своей деятельности я отслеживаю работу мостостроителей, начиная от бурения первой скважины под опору и кончая разрезанием красной ленточки. Соответственно «мостовики» тоже меня опекают. На «московской» развязке спецкора курировал главный инженер МО-36 Андрей Лазарев, ныне на «мельникайтевской» мой «шеф» – начальник участка того же «Мостоотряда» Евгений Топехин. Получаю исключительное удовольствие от общения с «гвардейцами» – они умны, с чувством юмора.

На днях Женя отметит юбилей – 10 лет в компании. А так однокашник Руссу, но другого поколения. Полученную от фирмы двухкомнатную квартиру по внутренней ипотеке с беспроцентным кредитом он уже отработал. По такой методе квартирами обзавелись абсолютно все специалисты.

– Вы ведь теперь, Николай Александрович, сами строите в порядке диверсификации.

– Да, коммерческим образом. В областном центре по улице Демьяна Бедного построили дом с одно-, двухкомнатными квартирами экономкласса. Есть дома для более обеспеченных людей: двух-, трехкомнатные квартиры с общей площадью 60–80 квадратных метров. Есть и квартиры с площадью 120 –130 «квадратов». Пока идет точечная застройка. Возможно (кивает на эскизы), создадим свой микрорайон.

Мы уже писали о том, как тюменские мостостроители трудятся в Ленинградской области. Герой нашего рассказа несколько расширил понятия:

– Работаем в Усть-Луге – ну, там, где морской торговый порт. Первый участок скоростного диаметра в Питере со стороны Финского залива в эти дни сдаем в эксплуатацию. Второй участок на тендере выиграла концессия из Турции, мы у нее на субподряде.

Ага, мелькнуло в голове, это мы уже проходили. Все дела сделает «Мостострой-11», а финансовые потоки протекут через генподрядчика. Помнится, на строительстве путепровода через Транссиб у «Стрелы» генподрядчиком было ООО «Аэродромдорстрой», однако на путепроводе его близко не было, монтажом занималась московская компания «УСК «Мост». Но деньгами генподрядчик не делился. Москвичи обиделись и отбыли во Владивосток, где соорудили знаменитый висячий мост на двух пилонах на остров Русский. На мой взгляд, объект у «Стрелы» так и не доведен до ума. Надеюсь, Руссу не даст себя в обиду. Не из таких.

По моим прикидкам, в этом году «Мостострой-11» должен приступить к строительству моста на реке Вах – на автомобильной дороге между городами Нижневартовск и Стрежевой.

– Там уже опоры готовы, в эти дни осуществляем надвижку пролетных строений, – поделился генеральный директор. – Контрактный срок сдачи объекта – 2016 год.

– Как водится, сдадите с опережением графика?

– Да, на полтора года. В будущем году запустим движение. А транспортный поток там велик – более 5000 автомобилей в сутки. Сейчас там машины проходят по наплавному мосту – на понтонах. Проезд платный.

Справка. Мост через реку Вах соединит два субъекта Федерации: Томскую область и ХМАО. И не только. По Северному широтному коридору Томск – Нижневартовск – Нефтеюганск – Ханты-Мансийск – Ивдель – Серов – Пермь и далее откроется выход к морским портам Архангельск и Мурманск. А у моста в Сургуте, тоже поставленного «Мостостроем-11», широтный коридор пересечется с трассой Тюмень – Сургут – Новый Уренгой – Надым – Салехард. Сдать мост на Вахе на полтора года раньше срока – это неоценимый вклад в развитие экономики России.

Я, как всякий обыватель Тюмени, поступаю по принципу «своя рубашка ближе к телу». Естественно, меня больше всего на свете интересует, как будет развиваться областная столица, где мы все живем и здравствуем.

– Тюмень – вполне европейский город, он обустроен куда лучше иных приграничных городов. Весьма удобен для бизнеса, для инвестиций. Уюта для жителей, возможно, не хватает. Вот Москва – весьма комфортный мегаполис. Но когда человек два часа добирается на работу, столько же – обратно, то немедленно всплывают отрицательные эмоции. В Тюмени попадаем в те же пробки и заторы. Мы строим транспортную развязку по улице Мельникайте, участвуем в строительстве путепровода по улице Монтажников. Просматривается строительство развязки на кольце в перекрестии улиц Мельникайте и Федюнинского. Думаю, необходим путепровод через улицу Республики на месте стыковки с улицей Мельникайте, далее путепровод на кольце улицы 50 лет Октября. Губернатор Владимир Владимирович Якушев принимает проблему очень близко к сердцу. В настоящее время проходят экспертизу другие проекты. Уверен: года через 3–4 напряженка в дорожно-транспортном комплексе города во многом будет снята.

Мы не первый раз пишем про «Мостострой-11». Помню реакцию одного из читателей: а что ж вы не скажете о мужике (гендиректоре. – Ю.М.) что-нибудь в личном плане?

– Внук Александр часто сопровождает меня в деловых поездках, – улыбается Николай Александрович. – В школу еще не ходит, но кое-что в мостостроении начинает понимать. Все спрашивает: когда сдадим развязку по Мельникайте.

Думаю, всем интересно. Там задержка была, поскольку монтажные работы по шестому пролету приходились на горячую магистральную коммуникацию. Отопительный сезон позади. Полным ходом наверстывают упущенное. Буровая установка Bauer в ходу, в скважину сначала опустят обсадные трубы, затем каркас, вскорости потребуется бетонная смесь класса B25… Идет процесс. Сомневаться не приходится: объект окажется в строю действующих раньше контрактных сроков. Так повелось.

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/