Медиакарта
6:03 | 30 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Чистые воды Емуртлы

14:45 | 27 июля 2010
Источник: Знамя правды

Чистые воды Емуртлы

В Емуртлинской школе вот уже третий год ведётся исследовательская работа по изучению экологии реки Емуртлы и её притоков. На страницах районной газеты мы рассказывали о двух летних экспедициях по реке, состоявшихся прошлым и позапрошлым летом. Их задачами были приобретение навыков выживания в дикой природе и простейшие гидрологические исследования. В этом году, планируя водную экспедицию «Аквападус-3», мы решили попытаться оценить экологическое состояние нашей реки по населяющим её живым организмам, то есть заняться биоиндикацией.

Елена Брандт и Игорь Белобородов – теперь уже выпускники нашей школы – будучи ещё десятиклассниками, разработали учебно-исследовательский проект «Изучение экологического состояния реки Емуртлы по макрозообентосу», который представили на состоявшейся в нашей школе Первой экологической конференции. В своём докладе они объяснили слушателям, что биоиндикация – это исследование экологического состояния природного объекта по его обитателям. Одни организмы являются показателями незагрязнённой экосистемы, другие же появляются и интенсивно размножаются в условиях ухудшения качества среды. Идеальным объектом для исследования Лена и Игорь посчитали макрозообентос – обитателей дна и придонных слоёв, размер которых превышает 2 мм. Сюда относятся черви, моллюски, ракообразные, насекомые и их личинки. Эти речные жители надёжно характеризуют изменения водной среды за длительное время, малоподвижны и легко ловятся, видны невооружённым глазом и довольно просты в распознавании. Авторы проекта подобрали доступную методику отбора проб, не требующую материальных затрат: для ловли «добычи» нужны всего лишь большая консервная банка без крышки и с продырявленным дном для дночерпательных проб, пластиковые ведёрки, сито для промывания грунта и сачок. А поскольку у нас нет атласа-определителя беспозвоночных животных в печатном варианте, Игорь нашёл в Интернете его электронную версию для распознавания «улова».

Получилось так, что более года этот проект дожидался своего исполнения на практике. И вот, чтобы «набить руку» и «навострить глаз» перед очередной водной экспедицией, ученики нашей школы Кирилл Киселёв и Дима Глушков под руководством В.И. Иванова – нашего директора и идейного вдохновителя – выехали на реку для сбора первых проб. Как и было рекомендовано разработчиками теоретической части проекта, они вооружились доступными и надёжными орудиями лова и привезли в школу ведёрки с речным грунтом и банки с добычей, отловленной сачком. Здесь грунт был тщательно промыт на большом сите, а все пойманные обитатели реки рассортированы по систематическим группам и размещены в отдельные баночки с крышками. Этим занимались ученицы 9 класса Таня Виноградова и Лена Ситникова во главе с Т.А. Нохриной – учителем биологии и руководителем проекта. Затем улов был тщательно изучен, рассмотрен в лупу и цифровой микроскоп, имеющийся у нас в школе лаборатории «Архимед», и распознан с помощью атласа-определителя. К нашей радости, среди «добычи» мы обнаружили личинок веснянки и ручейника, которые являются показателями чистой воды. Мы составили перечень всех найденных организмов, оценили состояние водоёма с помощью двух методов – биотического индекса Вудивисса и индекса Майера и определили показатели так называемой «сапробности» реки. Сапробность – это попросту говоря уровень загрязнённости водоёма органическими веществами и продуктами их распада. И в том, и в другом случаях река Емуртла была охарактеризована как олигосапробная (практически незагрязнённая), то есть сообщество водных организмов находится в хорошем состоянии. Кроме того, мы протестировали нашу реку в Интернете с помощью экспертной системы телекоммуникационного проекта «Биоиндикация природных вод». И здесь результат был тот же: загрязнение не обнаружено.

Мы прекрасно понимаем, что полученные нами данные – это очень примерные, предварительные оценки. Для того чтобы точно определить уровень загрязнённости водоёма, во время экспедиции (а скорее всего даже не одной!) нужно проделать более сложную работу. Но важно начать – и она тоже будет нам по плечу!

Татьяна НОХРИНА, учитель биологии Емуртлинской школы.