Медиакарта
0:03 | 21 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

На пути покаяния

На пути покаяния
15:01 | 27 июля 2010
Источник: Знамя правды

На пути покаяния

Екатеринбург. Половина одиннадцатого вечера. Мы, группа упоровских паломников из четырёх человек, только что подъехали к Храму-на-Крови. Через полчаса здесь начнётся Божественная Литургия, а затем Крестный ход к монастырю, построенному в Ганиной Яме, на месте сожжения останков Царственных страстотерпцев.

Кругом – люди. Очень много людей. Они сидят, отдыхая, на ступеньках, дремлют на газонах у храма, стоят в очереди, чтоб поклониться святыням, которые находятся рядом, в небольшой часовне. Такие же как мы – паломники – только путь до Екатеринбурга для многих был более долгим. Здесь Москва, Омск, Минеральные Воды, Тула, Иваново – вся Россия православная. Есть такая.

Подходим и мы. Прикладываемся к благоухающим иконам Николая II, княгини Елизаветы Фёдоровны, Царственных Страстотерпцев. И поднимаемся в храм. Его верхний придел освящён в честь всех святых, в земле Российской просиявших, здесь скоро начнётся Литургия. Нижний – в честь Святых Царственных Страстотерпцев, где уже идёт исповедь.

…Девяносто два года назад на этом месте стоял дом инженера Ипатьева. Здесь, в ночь на 17 июля, в полуподвальном помещении совершилось убийство Царской семьи и преданных им людей.

...Когда узники спали крепким сном, их разбудили и приказали одеваться, чтобы покинуть город. Семья спустилась в нижний полуподвальный этаж, где государь с больным сыном сел на стул посреди комнаты. Вокруг расположились государыня, юные княжны, доктор и трое преданных слуг. Все ожидали сигнала к отъезду. Неожиданно в комнату ворвался Юровский в сопровождении семи вооружённых человек. Пленники сразу же поняли, в чём дело, Александра Фёдоровна перекрестилась, но не произнесла ни слова. После заявления Юровского о приговоре царской семьи к расстрелу, он выстрелил в упор в государя. Императрица бросилась к убитому мужу, но тут же упала, сражённая несколькими пулями. Бог послал им счастье не слышать стонов цесаревича, не видеть его лица, залитого кровью, его рук, протянутых к отцу, и криков раненой великой княжны Анастасии, которую два палача добивали штыками.

Не было суда. Не было выдвинутого обвинения. Не было приговора.

С помощью учебников истории, написанных в советские годы, нам, потомкам тех людей, которые когда-то присягали на верность роду Романовых вплоть до второго пришествия Христова, внушали, что царь России был основным носителем зла в государстве.

Теперь канонизация в лике страстотерпцев – это решение принятое на основании представленных фактов православной церковью уже после того, как почитание Царской семьи среди православных людей было массовым. Несмотря на господствовавшую идеологию, на протяжении нескольких десятилетий советского периода нашей истории священнослужители и миряне возносили к Богу молитвы об упокоении убиенных страдальцев, членах Царской Семьи.

«Особую ценность представляют публикации и обращения в Комиссию и в другие церковные инстанции, содержащие свидетельства о чудесах и благодатной помощи по молитвам к Царственным мученикам. Речь идёт в них об исцелениях, соединении разобщённых семей, защите церковного достояния от раскольников. Особенно обильны свидетельства о мироточении икон с изображениями Императора Николая II и Царственных мучеников, о благоухании и чудесном проступании на иконных ликах Царственных мучеников пятен кровавого цвета», – говорится в материалах комиссии по канонизации.

Место, где стоит ныне Храм-на-Крови, ещё называют Русской Голгофой.

В Ипатьевском доме было найдено стихотворение, написанное рукой св. мученицы княжны Ольги:

Владыка мира, Бог вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покой душe смиренной

В невыносимый страшный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы

Молиться кротко за врагов.

В те трагические дни Святейший Патриарх Тихон в Москве, в Казанском соборе, во всеуслышание заявил: «На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Николай Александрович... Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падёт и на нас, а не только на тех, кто совершил его. Мы знаем, что он, отрекаясь от Престола, делал это, имея в виду благо России и из любви к ней. Он мог бы после отречения найти себе безопасность и сравнительно спокойную жизнь за границей, но он не сделал этого, желая страдать вместе с Россией».

После совершённого убийства на стене была обнаружена надпись на немецком языке: «Царь Валтасар был убит своими слугами». Это дало повод для рассуждений, не было ли убийство миропомазанника Божия ритуальным. За годы царствования Николая Второго было канонизовано святых больше, чем за два предшествующих столетия: святитель Феодосий Черниговский (1896 г.), преподобный Серафим Саровский (1903 г.), святая княгиня Анна Кашинская (восстановление почитания в 1909 г.), святитель Иоасаф Белгородский (1911 г.), святитель Гермоген Московский (1913 г.), святитель Питирим Тамбовский (1914 г.), святитель Иоанн Тобольский (1916 г.). При этом Император вынужден был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации преподобного Серафима Саровского, святителей Иоасафа Белгородского и Иоанна Тобольского. Николай II высоко чтил святого праведного отца Иоанна Кронштадтского. После его блаженной кончины царь повелел совершать всенародное молитвенное поминовение почившего в день его преставления.

...В 1832 году преподобный Серафим Саровский, запечатав мягким хлебом пакет, передал его Николаю Мотовилову, своему помощнику, со словами: «Ты не доживёшь, а твоя жена доживёт, когда в Дивеево приедет вся Царская фамилия и Царь придёт к ней. Пусть она ему передаст». Жена Н.А. Мотовилова действительно дожила до 1903 года, и государь Николай Александрович пришёл к ней во время саровско-дивеевских торжеств, связанных с прославлением Серафима Саровского. Она отдала ему это письмо. Уединившись в игуменском корпусе, Государь прочитал его и горько заплакал, однако не сообщил никому его содержания.

«Царь-мученик особенным образом, духовно связан с русским народом. И судьбой своей, и служением, и готовностью принести себя в жертву за спасение России. Он это совершил. И мы молимся ему, отдавая ясный отчёт в том, что грех цареубийства сыграл главную роль в страшных событиях XX века для Русской Церкви и для всего мира. Перед нами стоит только один вопрос: есть ли искупление этого греха, и каким образом оно может быть осуществлено. Церковь всегда призывает нас к покаянию. Это значит, к осознанию того, что произошло и какое это имеет продолжение в сегодняшней жизни.

Если мы по-настоящему ищем нравственного и духовного возрождения нашего Отечества, мы должны не пожалеть никаких сил для того, чтобы преодолеть страшные последствия массовой апостасии (отступничества от веры отцов и попрания нравственности) в нашем народе», - с такими словами обратился к прихожанам московский протоиерей Александр Шаргунов во время совершения первой службы царственным мученикам в своём храме. Екатеринбург. 2010 год… На часах три тридцать. После ночной Литургии из храма выходят возглавляющие Крестный ход священнослужители. Среди них Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий и митрополит Волоколамский Илларион. Много молодёжи. Семьи с детскими колясками. Отцы, несущие на плечах своих маленьких сонных сыновей. Всю центральную улицу заполнил этот нескончаемый людской поток, которому нет ни конца, ни края – около 50 тысяч. До Ганиной Ямы, как сказал идущий рядом милиционер, 25 километров. Это пять часов совместной молитвы. Всё ещё впереди.

Татьяна СЕДОВА.

Фото Ирины КУРГУЗОВОЙ.