Медиакарта
16:58 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Для счастья нужно понимание

Для счастья нужно понимание
10:47 | 08 июля 2013
Источник:

Они познакомились в лодке, когда плыли по реке Пур из тундры в поселковую школу-интернат, где им предстояло познавать новую жизнь, начиная с первого класса.

– Для тундровых детей это всегда сильное потрясение, а куда денешься – образование получать надо. Пугало нас поначалу все: и народу вокруг много, и говорят непонятно, и еда совсем другая. Ждешь-не дождешься, когда каникулы наступят, чтоб скорей в чум к родителям приехать, – вспоминала Нина Николаевна Хатанзеева, а Илья Акимович, кивая, с ней соглашался.

Оба родились в Самбургской тундре: она – в семье рыбака-охотника, он – в семье оленевода. По характеру и образу жизни они совершенно разные, а вместе прожили душа в душу 44 года, воспитали четверых детей и дали им образование, теперь не нарадуются внукам.

Два года назад супруги Хатанзеевы были награждены медалью «За любовь и верность», а по результатам окружного конкурса творческих работ «Р”одвуж» в номинации «Лучшая семейная находка» – дипломом, который им вручили в Салехарде. Свою творческую работу посвятили мужу, отцу и деду – Илье Акимовичу.

Благодарственных слов в свой адрес он стеснялся, о себе рассказывал скучно. По окончании школы, как полагается, отслужил в армии, потом закончил профтехучилище в столице Ямала и получил специальность судоводителя. Работал на теплоходе «Оленевод» механиком, который списали в 80-х. И сейчас один его корпус стоит на причале как память о былом. Обучился столярному делу. Сейчас заведует мастерской в совхозе Пуровский, мастерит дверные и оконные рамы, столы, стулья, выполняет любые нехитрые частные заказы по ремонту лодок для рыбаков. Без работы не сидит. За многолетний добросовестный труд был награжден Почетной грамотой главы Пуровского района и памятным подарком – ручными часами. Такие же, только женские, были вручены и Нине Николаевне. Оба имеют почетные звания «Ветеран труда» и «Ветеран Ямало-Ненецкого автономного округа».

Илья Акимович и охотник хороший, и рыбак удачливый. И в соревнованиях по шашкам равному ему в поселке Самбург нет. К шашкам его приучил отец, он знал все старинные игры: лапту, городки, метание тынзяна на хорей и прочие. Шашки сам выстрогал из рогов оленя и выкрасил их ягодой. Илья соревновался сначала с отцом, потом в школе с учителями, теперь – с внуком, и тот нередко одерживает в этих соревнованиях первенство.

Нина ещё в школе активно занималась общественной работой. Была пионервожатой, бессменным старостой класса, потом комсоргом. Выпускала стенгазету, пела в хоре, посещала кружки. В совхозе работала звероводом, тогда на ферме было 16 отделений с песцами. Звери ее любили, и она за ними, не жалея сил, ухаживала.

В 70-х годах жизнь в поселке изменилась: приехали геологи, первые комсомольские стройотряды. Начали возводить жильё, а в тундре – буровые вышки и мачты, прокладывать газопровод и первые, через болота, дороги. «Ребята с земли», совсем не похожие на коренных жителей, играли на гитарах, курили папиросы. И отдыхать молодежь села стала по-другому: в клубе к праздникам готовили концертные программы, появились самодеятельные артисты и чтецы, и даже вокально-инструментальный ансамбль. Русские учили ненцев комнаты белить, каши и супы варить, а ненцы – строганину из оленины и муксуна делать, кровь теплую оленью пить.

Нину Николаевну избирали депутатом Ямало-ненецкого окружного совета, Нижне-Пуровского сельсовета, Пуровского районного совета и Самбургского сельсовета депутатов трудящихся. До сих пор она бережно хранит комсомольский билет, выданный ей в 1971 году, и мандаты делегатов комсомольских и партийных конференций.

Как председатель профкома в любую погоду на вездеходе или оленях выезжала она вместе с руководством к оленеводам, рыбакам, геологам, нефтяникам: мастерская совхоза поставляла им одежду, а заявки принимались на местах. В 80-х уже заведовала пушно-меховой мастерской. пришла туда на год, а проработала 17 лет. Освоила новую специальность быстро, сама отбирала сырье, колодки, закупала оборудование. Активно изучала и внедряла опыт других мастериц пушно-мехового промысла. Их продукция спросом пользовалась далеко за пределами Ямала и СССР. О Нине даже в «Комсомольской правде» писали: «черноокая, бойкая, неугомонная, решает неотложные профсоюзные и профессиональные задачи». По ненецким квартирам регулярно проводила рейды сельсовета и «Комсомольского прожектора», а еще находила время почитать газеты.

– Многое я успевала только благодаря своей семье. Всегда знала, что дома меня ждут, – признавалась она с улыбкой.

Выйдя на пенсию, былого задора не утратила. Возглавляла совет ветеранов и пенсионеров, участвовала в конкурсе «А ну-ка, бабушки» и даже стала его победительницей. Отмечена дипломом IX окружного фестиваля фольклора народов Севера «За сценическое воплощение народной песни» и Почетной грамотой за участие в фотовыставке «Я здесь живу, и здесь мой дом». Нина Николаевна не без гордости показала благодарственное письмо С.Н. Харючи, тогдашнего президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, врученное ей «за вклад в сохранение, развитие и пропаганду самобытной культуры народов Севера». И грамоту Э.Х. Неркаги, президента ассоциации «Ямал – потомкам», которую ей вручили в марте 2012 года в Тарко-Сале «за верность выбранной профессии, активную жизненную позицию и большой вклад в развитие традиционных видов деятельности ЯНАО».

Теперь же она все больше ценит семейный очаг. Вместе с мужем постоянно выезжает на рыбалку или охоту: на берегу речки они построили балок, двери которого на замок не закрываются, охотники могут в любое время зайти, чаю попить, согреться, отдохнуть. Воблу и дрова им всегда оставляют. Нина Николаевна тесной связи с природой не утратила. И ягодам поклонится, и грибным полянкам улыбнется, даже медведицу, что поселилась рядом с балком, подкармливает, считая, что в тундре все должны помогать другу. Пока ягоды-грибы собирает, Илья Акимович уток стреляет, его выстрел она может отличить от десятков других, как и звук мотора его снегохода зимой. Вечерами у реки уху варят, тундрой любуются.

Все чаще вспоминаются детство и наказы бабушки: с природой надо жить в мире, хлебом нельзя бросаться, нельзя голос повышать и сквернословить. Жить лучше спокойно, ни на кого не злиться, обиды не держать, принимать все, что происходит, смиренно. А теперь то, чему ее учили, Нина Николаевна передает детям и внукам: в костер не плевать, камень в реку не бросать, копье в землю не втыкать – во всем есть душа живая, нельзя ей боль причинять.

Несмотря на язычество, в их квартире иконы православные выставлены. Семья Хатанзеевых крещеная. Молитвенник на столе лежит, но и заговоры ненецкие не забываются.

Автор: Людмила БАКЛАНОВА