Медиакарта
15:08 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Тайна и явь тобольского берега

Тайна и явь тобольского берега
10:14 | 28 июля 2010
Источник:

В декабре этого года в городе на Иртыше планируется ввод объекта. Жители региона ждали его десять лет

Людмила ГУРЕУ

Гали САИТОВ (фото)

На границе двух тысячелетий о Тобольске заговорили как об источнике... опасности для всего региона, что послужило поводом для встречи губернаторов Тюменской области, Югры и Ямала. Обсудив проблему, губернаторы приняли решение выделить деньги на укрепление берега Иртыша в районе Тобольской биофабрики. В текущих ценах 2001 года требовалось около двухсот миллионов рублей.

Экскурс в историю

Очевидцы тогда отмечали, что берег разрушается со скоростью 1,5–3 метра в год. Если придерживаться философской точки зрения, то этот процесс – ещё не худшее из зол. По крайней мере, оно очевидно и лежит, как говорится, на поверхности. Куда страшнее невидимый враг. Старожилы утверждали: в глубине подмываемого берега в районе биофабрики скрыты эмбрионы страшной болезни животных и людей – сибирской язвы. Речь шла о захоронениях заражённых отходов, а также подопытных мелких и крупных животных, в частности, лошадей-продуцентов, с помощью которых предприятие на протяжении 65 лет получало противоинфекционные препараты. Специалисты не отрицают: спора сибирской язвы очень живуча, она сохраняется до трехсот лет, и не только в почве.

Для сведения: бактериологические исследования в Тобольске велись с 1875 года, в специальной лаборатории. Позднее здесь был создан бактериологический институт. В 1931 году на его базе (тогда это была окраина города) появилась биофабрика союзного значения, в первую очередь для производства препаратов для борьбы с сибирской язвой, вспыхнувшей в северных районах страны ещё в 1922 году. Предприятие снабжало ими не только Сибирь, Дальний Восток, но и среднеазиатские, прибалтийские республики, Монголию, Китай, Вьетнам, Индию, Африку. Заслуга Тобольской биофабрики перед странами и народами бесспорна. Благодаря её продукции в этих регионах удалось полностью ликвидировать сибирскую язву. Перестройка поставила на фабрике крест. В Главбиопроме Минсельхоза СССР решили, что она больше не нужна. Около двух десятков гектаров фабричной промзоны и строения заброшены. Но основное здание – первоначально это были казенные винные склады – сохраняется, так как является памятником архитектуры и градостроительства, во время экскурсий по городу на него обращают внимание туристов.

По информации, которую я получила в 2000 году от бывших руководителей предприятия и в городской комиссии по чрезвычайным ситуациям, места утилизации животных (их несколько – не только на берегу, но и на территории самой биофабрики) в то время находились на расстоянии от трех до 120 метров от обрыва. Ещё в 1997 году (вскоре после закрытия биофабрики) в Тобольск специально приезжал профессор из Москвы. Под его руководством, в том числе на предполагаемо опасном участке берега, были проведены исследования с участием солидной комиссии, состоящей из руководителей областного управления по делам ГО и ЧС, облветстанции, биофабрики и главных специалистов государственного ветеринарного контроля и Госсанэпиднадзора из района и города. В местах захоронения животных и отходов производства было взято 540 проб почвы в 25-30 сантиметрах от поверхности и 80 проб с помощью бура, с двухметровой глубины через каждые 25 сантиметров. После тщательной проверки все пробы дали отрицательный результат – возбудителя сибирской язвы не обнаружено. Но заключение ученого П. Ипатенко было достаточно осторожным: “Утверждать, что скотомогильники и ямы Беккари (специальные устройства для захоронения лабораторных животных. – Авт.) являются сибиреязвенными, по последним данным, нельзя, но нет также оснований и отрицать. По данным государственной ветеринарной службы, Тобольск с 1946 года по заболеваниям сибирской язвой животных и людей является благополучным, а Тобольский район – с 1951 года. Существующие научно-методические разработки позволяют сегодня достаточно обоснованно подтвердить наличие или отсутствие в предполагаемых захоронениях возбудителя сибирской язвы”. Уезжая, профессор порекомендовал “территорию и сооружения фабрики оставить неприкосновенными до окончательного решения вопроса её дальнейшей судьбы вышестоящими федеральными органами”, дал также совет: “скотомогильник вспахать и перемешать (землю. – Авт.) с хлорной известью и потом обильно увлажнить водою. Территорию окопать канавой с последующей засыпкой грунта и ограждением колючей проволокой...”. Что и было сделано. Даже красные флажки к ней сотрудники Гражданской обороны привязали. Но нашлись предприимчивые тоболяки, которые проволоку ту почти сразу же растащили, – и язва им нипочём.

...Сегодня ничто не напоминает о проведенных на иртышском берегу исследованиях. Густым бурьяном заросли скотозахоронения, к которым почти вплотную подступило городское Завальное кладбище, оно, как и биофабрика, волею судьбы оказалось в центре Тобольска. К слову, за городом уже построено новое... По другим данным, в начале января 2000 года комиссия с участием учёных Российской академии наук вновь исследовала места захоронений и классифицировала Тобольск и районы, расположенные по течению Иртыша, впадающего в Обь, как “угрожающую территорию” в плане распространения сибирской язвы. Страшно представить последствия, если бы река “добралась” до могил животных. Она могла стать естественным «носителем» инфекции по всему бассейну.

Потому губернаторы и приняли решение финансировать мероприятия по берегоукреплению в Тобольске по программе «Сотрудничество». Правда, деньги выделялись неаккуратно – строительство, рассчитанное на полтора-два года, затянулось почти на десять лет. Были и другие причины. Слава Богу, за это время ничего страшного не произошло. Ввод объекта планируется в нынешнем декабре. Задействованы и федеральные средства. Заказчиком работ является Главное управление строительства Тюменской области, генподрядчиком – специализирующаяся по гидротехническим сооружениям фирма “Гилан” (г. Тюмень). В Тобольске у неё постоянный участок, значит, есть рабочие места для горожан. Субподрядчики тоже местные.

Шестьсот спасительных метров

С ведущим специалистом ГБУ ТО “Управление капительного строительства” Саиром Саитбаталовым, курирующим строительство по укреплению берега в Тобольске в районе биофабрики, мы побывали на этом важном для региона объекте. Даже с самой верхней, 98-й отметки, обозреть всю стройку невозможно. Протяженность её вдоль берега Иртыша составляет свыше шестисот метров, поэтому наблюдали за работой строителей, стоя над обрывом, сначала в нагорной части города, потом проехали «под гору». Саир Сачитович рассказал, что до 2007 года на объекте шли сезонные работы – в основном осенью, когда уровень реки снижался. Весной, после ледохода, Иртыш поднимался – приходилось всё лето ждать. Укрепление берега начинали от его кромки, предварительно засыпав дно песком и щебнем на 25-метровом отрезке. Затем по так называемой линии урегулирования створа реки на протяжении полукилометра был забит шпунтовый ряд из труб почти метрового диаметра, с учетом двух открылков – верхнего и нижнего – для спрямления течения (здесь Иртыш делал изгиб, сильно подмывая берег), строители еще добавили трубошпунты. Таким образом, удалось “сгладить” удар реки. В общей сложности получилось 624 метра. Второй ряд – удерживающий, здесь забивались трубные сваи через каждые два с половиной метра. Шпунты и сваи строители “связали” анкерными тягами. Поверху провели колоссальные бетонные работы, затем монолитный оголовок (высотой метр, шириной два с половиной метра, а протяженностью 625 метров) был залит песчаным грунтом. Это и есть длина всего объекта берегоукрепления, рассчитанная специалистами новосибирского института “Сибречпроект”. По словам Саира Саитбаталова, “проект хороший, грамотно выполненный. Авторский надзор постоянно курирует стройку, делает свои замечания, прислушивается к нашим предложениям. Сегодня смело можем заявить: мы уже защитили берег в районе биофабрики от реки и паводка. Конструкция мощная, вода её не размоет». И даже пошутил: “Атомная бомба не возьмёт”. По гребню берега будет обустроена невысокая насыпная дамба из глины, чтобы паводковые и дождевые потоки не стекали на объект. Вода будет уходить в природный лог, расположенный ниже укрепленного берега, оттуда – в Иртыш.

В нагорной части стройки мы с фотокором обратили внимание на работающий экскаватор, крепкой хваткой “вцепившийся” в береговой откос. Надо быть большим храбрецом и мастером, подумала я про человека, силуэт которого смутно просматривался сквозь стекло кабины. Оказалось, это экскаваторщик-универсал Рашид Якубов. Специалист высокого класса, с десятилетним стажем, просто грузить грунт где-то в карьере ему неинтересно, любит сложные работы. А устройство откосов как раз такое, требует смекалки и опыта. Приобрел Рашид его в Увате, также на берегоукреплении. …Проехали в подгорную часть. Отсюда осенью 2001-го началась эта большая стройка. Познакомились с ее «старожилом» – механиком компании “Гилан” и одновременно руководителем субподрядной организации “Меридиан” Николаем Федоровичем Карнауховым. Он рассказал, что “начинал здесь “Спецгидрострой”, потом организация влилась в “Гилан”, все механизмы на стройке “гилановские”. Вспомнил, как “числа 25 или 27 октября пришли первые баржи с техникой, причалили на той стороне. Потом нам дали отметку, мы поставили баржи здесь и начали прямо с них «бить» трубошпунты... Много воды за эти годы в Иртыше утекло, большой объем выполнен на строительстве. Теперь удачно заканчиваем стройку”.

Именно здесь мы с фотокором вблизи увидели то, что не удалось хорошо разглядеть с высоты – полностью готовый откос, выполненный от кромки берега до 47-й отметки. Причём на всём 625-метровом протяжении берегоукрепления, уточнил Саир Саитбаталов. “Тело” откоса на этом самом ближайшем к воде участке закреплено железобетонными плитами, способными выдержать любой уровень паводка. Насколько поднималась река нынче, видно по темной полосе осевшего на плитах песка и ила. Дальше – вверх – откос укрепляется другим материалом.

От 47-й отметки, через каждые десять метров, насыпается новая ступень. Работы идут уже на 66-й. Строителям предстоит одолеть еще тридцать два метра кручи. Сейчас они «одевают» отсыпанный песком откос в георешетку из негниющего ячеистого капрона, которая забивается щебнем, грунтом, затем засевается травой. Материал современный, очень прочный, испытанный – хорошо показал себя в дорожном строительстве. Помимо откосной части, на объекте будет обустроена и горизонтальная – это заезды (проще говоря, дороги для технического обслуживания сооружения) от середины объекта до самого верха, они будут выложены дорожными плитами.

На берегоукреплении в Тобольске выполнен колоссальнейший объем работ. Позади самый сложный – первый этап строительства. Об этом говорят цифры. Бетона на объекте на сегодняшний день залито около 1700 кубометров. Песка завезено и отсыпано свыше 770 тысяч “кубов”, щебня – более 37 тысяч. Забито более двух с половиной тысяч свай. Уложено почти 14 тысяч квадратных метров железобетонных плит. Только в этом году строителями освоено здесь 63 миллиона рублей. Жители региона надеются, что деньги потрачены не напрасно.

НА СНИМКЕ: Рашид Якубов – классный экскаваторщик.