По-настоящему оцениваешь эту работу, как правило, накануне отпуска
Леонид ТКАЧУК (фото автора)
Нынче молодёжь всё норовит в юристы да экономисты податься, в менеджеры. В космонавты не торопятся записываться. А уж о такой экзотической профессии, как переворачиватель пингвинов, и вовсе никто не помышляет.
А напрасно. Что может быть благороднее, чем спасение жизни несчастных животин, которые вблизи антарктических аэродромов под действием реактивных потоков падают на спину и не могут самостоятельно выйти из этой ситуации, поскольку природой таких инстинктов в пингвинов не заложено. Правда, профессия эта редкая, и вакансий пока не предвидится. Однако есть на свете профессии, которые в благородстве ничуть не уступают вышеназванной. Например, билетный кассир. Оцениваешь по-настоящему работу этих повелительниц дорог, как правило, накануне отпуска. И убеждаешься еще раз, как много значит для нас время, проведённое в очередях у вокзальных амбразур. Духота, нервотрёпка, долгое и утомительное ожидание своей участи – вот лишь некоторые характерные составляющие предотпускных хождений по мукам.
Однако с тех пор, как однажды пару лет тому назад наше семейство воспользовалось услугами агентства на улице Рижской, мучения отпали. Все заботы взяла на себя наш ангел-хранитель Клавдия Петровна Завьялова.
Что такое купить билет? Назвать пункт назначения, отсчитать деньги и получить бланк? Ничего подобного! Кассир заботливо предоставила все варианты путешествия, все поезда, существующие в данном направлении. Провела сопоставительный анализ скорости, уровня комфорта и стоимости каждого железнодорожного маршрута. С помощью Клавдии Петровны мы разработали систему пересадок. Когда выбор был сделан, кассир переписала наши паспортные данные, сроки выезда и возвращения и …отправила нас домой, поскольку билеты по закону приобретаются за 45 суток до поездки (мы заказывали пораньше с учётом приобретения и обратных билетов). Позвонила она, когда документы уже были оформлены. Оставалось лишь расплатиться. И в нужное время занять место в вагоне.
Когда миновала зима и вновь замаячила перспектива пуститься в дальние странствия, ноги уже сами принесли нас к памятному подъезду, где нас вновь встретила, как старых знакомых, приветливая, улыбающаяся Клавдия Петровна.
И ваш корреспондент под влиянием нахлынувших добрых воспоминаний, невзирая на антикоррупционные призывы президента (простите, Дмитрий Анатольевич, это в последний раз!), сбегал в ближайший магазин и насильно заставил принять хозяйку кассы объёмистую плитку шоколада за прошлые ее заслуги и за доброе отношение к клиенту.
– Скажите, милейшая Клавдия Петровна, какими главными профессиональными качествами должен обладать кассир? – спрашиваю ее от имени многих нынешних абитуриентов.
– Любить свое дело, – звучит простой ответ. – Мне очень нравится моя работа…
(Понятное дело. Если бы не нравилась, уж за 33 года нашла бы возможность ее поменять).
– А за что вам нравится работа железнодорожного кассира? – продолжаю допытываться.
– Папа мой был железнодорожником, – признаётся землячка (уроженка уральского городка Аксарихи). Хорошо и самой путешествовать, не вставая с места. Возможность видеть множество людей. Помогать решать их проблемы…
Размышления об особенностях профессии будит в Клавдии Петровне давнюю боль. Она вспоминает, как понапрасну уговаривала батюшку в одной из тюменских церквей посетить умирающего от рака племянника-инвалида.
– За деньги просила соборовать мальчика по христианскому обычаю, – горько жалуется женщина мне. – Отказался, ссылаясь на занятость. Пусть, дескать, сам приходит… И не убедить равнодушного человека, что инвалид ходить-то не может!..
Мы размышляем о том, что в публичных профессиях без приязни (не будем тревожить выспренного в данном случае слова «любовь»), так вот без душевной приязни к людям просто нечего делать…
– С мая 2008 года существует наше агентство, – говорит Завьялова. – За это время у нас есть круг постоянных клиентов, которые другие кассы не признают…
– Если меня «облает» продавец, – соглашаюсь с Клавдией Петровной, – в этом магазине я уж точно не появлюсь никогда. И это примета рыночных времён.
Кстати, где можно выучиться на кассира?
– За два месяца в УрГУПСе (Уральском государственном университете путей сообщения), – отвечает Завьялова.
– Раньше кассиров готовили на Войновке, в железнодорожном училище, а теперь лишь в Екатеринбурге…
– Вот так просто всего за два месяца можно получить интересную и полезную людям работу, и на всю жизнь? – изумляюсь я с чувством белой зависти (поскольку самому-то пришлось корпеть над учебниками пять лет).
– Вот так просто, – смеется Клавдия Петровна. – И на всю жизнь. Правда, нужно немного побыть на стажировке у мастера…
– Много у вас учеников?
– У Клавдии Петровны чуть ли не в половине вокзальных касс ее ученики работают, – вставляет словечко симпатичная барышня из соседнего окошечка – Лариса Стебелькова. Она в профессии с 2005 года. О выборе не жалеет. А что? Не тот престиж, что у юристов и экономистов? Это еще с какой стороны взглянуть. Законы нужно знать? Как таблицу умножения. Особенно о тех, кто имеет льготы или особые условия. И экономику с финансовым делом. И компьютер. Ну, и семейный бюджет в порядке – особенно с проездом бесплатным в любой конец страны раз в год. Туда и обратно. Как обойтись без личных интересов?
– Хорошая у нас работа! – подытоживает моя собеседница.
– И нужная, – напоминает наставница.
А как же иначе? Театр начинается с вешалки, дорога – с окошечка кассы. И важно, чтобы это было приветливое окошечко, а не отверстие собачьей будки...
НА СНИМКЕ: повелительницы дорог – Клавдия Завьялова и Лариса Стебелькова.