… К лету 1943 года обстановка на фронте сложилась таким образом, что командованию вермахта необходимо было провести серьёзную наступательную операцию, чтобы перехватить инициативу и предотвратить наступление Красной армии, которое грозило стать необратимым.
Наиболее подходящим оказался Курский выступ - линия фронта, сложившаяся в результате оборонительных боёв фашистских войск. Стратегическая операция наступления вражеских войск под названием «Цитадель» предусматривала одновременные удары в двух направлениях - орловском и белгородском с последующим соединением всех сил в районе Курска. При этом в окружение должны были попасть войска Центрального и Воронежского фронтов Красной армии. Особое внимание уделялось концентрации танковых сил в районе Прохоровки, где планировалось дать бой бронетанковым силам противника. Сюда были передислоцированы новые танки, совсем недавно поступившие на вооружение, - «тигры» и «пантеры». Кроме того, более двух тысяч самолётов поддерживали наступление с воздуха. Численность всей группировки войск составляла порядка 900 тысяч человек. Однако планы вермахта потерпели жестокий крах…
Пятого июля 1943 года немецкие ударные группировки начали наступление на Курск из районов Орла и Белгорода. На южной излучине Курской дуги противник стремился прорваться в направлениях Обояни и Корочи. Но враг встретил серьёзное сопротивление наших войск. Ценой огромных потерь ему удалось продвинуться лишь на 35 километров. Тогда он перенёс главный удар в направлении Прохоровки. Здесь 12 июля завязалось беспримерное в истории войн ожесточённое танковое сражение, которое длилось целый день. А к вечеру экипажи танков вместе с пехотой дрались врукопашную. Враг вынужден был прекратить наступление.
Сражение у Прохоровки явилось кульминацией всей Курской битвы. После успешного проведения оборонительных операций, значительно истощив силы противника, Красная армия перешла в контрнаступление и прорвала фронт в районе города Орёл. А уже 26 июля на орловском плацдарме немцы капитулировали. В честь этого впервые в Москве дали салют, который означал перелом в этой долгой войне.
Летом 1943-го, в самый разгар боевых действий на Курской дуге, на фронт попал девятнадцатилетний новобранец Гатаулла Садыков (на снимке). Группу, которая училась в Виленском пехотном училище, подняли по тревоге, погрузили в эшелоны. Прибыв на место, курсанты оказались в самом настоящем пекле. Боевое крещение сибиряк получил 12 июля под селом Кочетовка.
- Это был сущий ад, - сколько бы лет ни прошло с тех далёких событий, не может ветеран во время частых встреч с юной сменой вспоминать без волнения горькие дни войны. - Бой сопровождался непрерывными налётами с воздуха и неумолчным арт-обстрелом.
Бойцы второго батальона 195-го гвардейского стрелкового полка 66-ой гвардейской стрелковой дивизии, в рядах которой был и миномётчик Садыков, держали оборону на четвёртой линии. И стояли солдаты до последнего - только за один день батальон потерял более 300 человек. Но не сдались, держались, оказались крепче железа и брони.
Не зря многие называют Прохоровское поле полем ратной славы. Вслед за Куликовым и Бородинским полями здесь защитники Родины показали беспримерное мужество и храбрость.
События Орловско-Курской битвы остались в памяти и у других наших воинов-земляков. Бывший разведчик И.К. Бикбавлеев из Шамши получил здесь боевое крещение, был ранен. Старший лейтенант Н.Д. Ходырев из Прииртышского в составе армии Степного фронта участвовал в операции «Прохоровка» на Курской дуге.
Бывшие фронтовики с честью выполнили свой долг, за что не раз отмечены боевыми наградами. Они по праву могут сказать: «Мы не забудем Курскую дугу, но трижды враг её не позабудет!».
К сожалению, не так давно ушёл из жизни ветеран войны Г.Я. Колобов, уроженец Блинниковой, который первый бой тоже принял под Курском. А сколько ещё имён земляков-участников сражения вписано в экспозиции школьных и краеведческих музеев. Они не пожалели своей жизни во имя Победы. Вечная им память и благодарность от поколений!
Клара КУТУМОВА, фото Тимура КАРЫМОВА