Медиакарта
8:10 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Село нуждается в стимуле

Село нуждается в стимуле
11:28 | 11 июля 2013
Источник: Наша жизнь

На сайте администрации района о почётном гражданине Казанского района В.И. Барабанщикове написано так: «Владимир Иванович компетентен в решении любых вопросов, оперативен в принятии решений. Его умение анализировать обстановку и выделять главное помогает ещё до возникновения проблемы решить её. В результате его деятельности в администрации района Казанский район имел высокие показатели по сельскохозяйственному производству, его высокий профессионализм и знание дела позволили в сложное время сохранить всю инфраструктуру района».

Сегодня В.И. Барабанщиков помогает решать злободневные людские проблемы в качестве депутата Казанской районной Думы. О них, а также об альтернативах развития гражданской и хозяйственной активности жителей нашей местности с депутатом беседует корреспондент Екатерина ТЕРЛЕЕВА.

– Проблемы во взаимоотношениях населения и власти – в чём Вы их видите, и каковы их причины?

– Почему сегодня обостряются отношения населения и власти? Ведь при всех неудачах сделано-то в стране немало. Многие помнят время, когда граждане нашего государства выстаивали очередь за буханкой хлеба. Сегодня, казалось бы, создаются условия, но не все люди на эти условия реагируют! Возьмём любую деревню – почти в каждом доме есть свой неработающий контингент. И я говорю не только о стариках и детях. Почему сейчас столько иждивенцев? Во-первых, мы мало создаём рабочих мест, да и имеющиеся сокращаем. Взять великое дело – модернизацию производства. Но пришла новая техника – а люди ушли. Один «Джон Дир» заменит на посевной несколько агрегатов. За счёт введения новых технологий сокращаются рабочие места. Применяются новые технологии – высвобождаются люди. Расширения производства не происходит.

– А есть ли стимул к расширению?

– Можно как угодно критиковать сегодня крестьянина, но лучше встать на его место. Выращивает человек скот, а мясо реализует по сотне рублей за килограмм. Зачем ему нужно такое производство? Ладно, если полгода он отработал себе в убыток, но когда год и дольше он не получает ничего, кроме убытка. Зачем такая работа нужна? Много говорится, что нет нынче поголовья. В Вознесенке вот 6 коров на деревню осталось. А почему? Потому что стимула нет содержать коров.

– Какой выход? Работа с кооперативами?

– Если бы кооператив предлагал приемлемые цены… Человек и при этой-то заработной плате не может сегодня работать с кооперативами, потому что это очень накладно. Накладно становится содержать ту же корову, даже если самостоятельно заготавливать корма. В былые времена существовала система государственной потребкооперации, заготконторы. Был определён рынок, определена цена. Сегодня, когда зерно стоит около 9 рублей за кило, что значит закупать свинину за 100 – 140 рублей? Да это ни в какие рамки не лезет. Притом что в нашей области, в пример другим регионам, даются дотации, оказывается государственная поддержка сельхозпроизводителям. Но при всём этом почему, думаете, сегодня хозяйства продают месячных бычков? Потому что при существующей цене закупа мяса нет смысла бычков доращивать. В итоге повсеместно в маленьких деревнях, вроде Викторовки, Новогеоргиевки, Паленки, нет никакого сельхозпроизводства. Смысл появляется – если создаётся специализированное предприятие, на котором мясное животноводство увязано с переработкой мяса, где работает замкнутый цикл. Пока же сокращение животноводства происходит неимоверными темпами.

– Раньше не было никакой поддержки вообще, женщины на быках возили сдавать молоко в Ишим, а ещё продуктовый налог был немаленький…

– Менталитет у современников совсем другой. Почему сегодня в сельское хозяйство не приходят специалисты, но количество поступающих в вузы больше количества выпускников школ? Каждый, конечно, хочет получить образование. Но, получив его, педагог не идёт в сельскую школу, а медик – на ФАП. Почему они не возвращаются? Да потому, что хоть мы и говорим «надо выровнять село с городом», выравнивания не происходит. Самое главное, что сделать это невозможно. Сегодня невыгодно проводить газ в каждую деревню – это стоит огромных затрат. Поэтому мы говорим: ты, Иван Иваныч, в деревне и на дровах проживёшь. Действительно, он проживёт, но молодые жить так уже не хотят.

– Чаще всего родители сами настраивают детей на переезд в город.

– Потому что сами они ничего не видели, работая за троих, и хотят, чтобы дети их жили лучше, видели больше. Но в последнее время многое делается на благо людей села – в области строительства дорог, комплектации школ и больниц. Другое дело, что можно иметь прекрасно оснащённую больницу и не иметь в ней прекрасных специалистов. Посмотрите, какой парадокс: мы обладаем такой богатой территорией с километрами пастбищ, кубокилометрами водных ресурсов, но не можем обеспечить себя молоком и мясом, сыр везём из Беларуси, огурцы из Китая, морковь из Израиля…

– Ожидая прорыва от государства, люди-то высказывают претензии местной власти, что с этим делать?

– Местная власть не всесильна. Мы на 87 процентов дотируемся государством. Но есть много неоднозначных вопросов, которыми надо заниматься. Зачастую вместо того, чтобы организовать производство, создать условия для него, мы больше и чаще говорим о всевозможных мерах по защите населения. Да, защищать надо слабого, защищать надо больного. Но здоровые трудоспособные люди должны обеспечивать себя сами! Мне понятно, когда человек выработал свой жизненный ресурс, пошёл на пенсию – это заслуженный отдых. Но уходят на пенсию и полные сил и энергии мужики 40 – 45 лет!

– Вы за то, чтобы уравнять пенсионный возраст?

– Повышать пенсионный возраст – это, я считаю, неправильно. Но когда молодые ещё ребята сидят дома и получают пенсию… Полстраны у нас граждан пенсионного возраста. И вот мы сегодня сидим и говорим: надо обязательно всех защитить. Те же пособия по безработице. Одно дело, когда возникают жизненные трудности. А ведь всё больше становится товарищей той категории, которая вообще ничего не желает делать. Это я могу наблюдать на примере своего предприятия. У нас здорово не задуришь – могут на дверь показать. Но почему-то один старается делать работу на совесть, а второй отбывает рабочее время и говорит не о том, что сделал, а «я же был на работе». Нормальное человеческое свойство – стремление жить лучше, иметь достаток в доме. Этого хотят многие, а решать вопрос с трудоустройством не спешат.

Если раньше заставляли трудиться законодательно, то сейчас хочешь – работай, хочешь – сиди дома. Но он же в это время отправляется куда-то и находит лазейку, чтобы ему платежи ещё шли. Так что не работу он ищет – лазейку. Такой защитой мы порождаем иждивенчество.

– Знаю случай, когда один наш ветеран, бывший руководитель, присутствовал на встрече с населением администрации Казанского сельского поселения. Выслушал ставшие традицией претензии жителей к главе, встал и возмутился: «Что же это происходит? В советское время я с вас спрашивал, почему то и то не сделали, а теперь вы с главы отчёт требуете? Так кто с кого спрашивать должен?!»

– Мы же всё чего-то стесняемся. Едем по улице, видим – беспорядок, некто траву не выкосил или территорию свою не убрал. Мы ему штраф выписать боимся! Мы сейчас даже написать не можем, что вот этот человек запакостил всё у себя и вокруг себя, не можем фамилию его опубликовать и фото в газете – защита работает. Стояла новая остановка. Всю её испинали, разбили. Нашли виновников.Говорим: накажите родителей, дайте сведения в редакцию, чтобы другим неповадно было. Но нет, этого делать нельзя. Поэтому не чувствуют люди ответственности, не знают, что это такое. Права свои знают, а обязанности – не всегда.

– Недавно неравнодушные жительницы райцентра обратились к главе администрации с. Казанского, чтобы организовать совместную уборку замусоренной лесной зоны вокруг посёлка. Как наладить уход за такими бесхозными местами?

– Когда я вижу, как Черкасов со своими тремя девчонками из администрации на коленках ползает, палки подбирает, садит цветочки, подрезает кусты, у меня возникает один вопрос: «Да твоё ли это дело, Сергей Леонтьевич?»

– Чьё же это дело?

– Это дело коммунального хозяйства. Любое коммунальное хозяйство (взять Викуловский район, город Ялуторовск, другие районные и городские населённые пункты) сегодня содержит прилегающую территорию. На тарифы, разработанные и защищённые «комхозами», они содержат своих дворников, свою технику для уборки территории. Есть ведь тарифы на вывоз мусора, бытовых отходов, водоснабжение. Благоустройство территории тоже должно быть организовано по этому принципу.

– Кто это будет оплачивать?

– Это должно финансироваться государством через областной бюджет. У нас до сих пор не разработаны соответствующие тарифы. Мы рапортуем о занятости населения: «привлекли 850 человек». А ведь это школьники! Что смогут сделать 12-летние дети, когда им раздают по тяпке и отправляют на улицу? Это пародия на подобное трудоустройство. Содержать территорию должны не дети, а коммунальное хозяйство. Бесхозных территорий не бывает, это нонсенс. Нереально навести порядок в Казанском и Новоселезнёво, где проживает 9 тысяч человек, не имея специальной службы по благоустройству. Почему заваливают мусором остановки? Нет бесплатных мусорных ящиков! Не нужны огромные суммы, чтобы их монтировать, можно заказать их на одном из местных предприятий. В городах мусорят несравнимо больше, но там деньги находятся и мусор убирать, и за памятниками следить, и цветы сажать.