Медиакарта
3:51 | 23 февраля 2020
Портал СМИ Тюменской области

Сливаясь с небесами, бьёт родник

Сливаясь с небесами, бьёт родник
08:05 | 12 июля 2013
Источник: Призыв

Всякий раз, бывая в день девятой пятницы на святом источнике, я думаю, почему криванковская земля Богом хранима? Разве её пространства не открыты всем ветрам исторических перемен и потрясений? В веках живёт вечный источник, а разве его не уничтожали, не перепахивали, не осыпали богохульными возгласами и не уничтожали запрещающими директивами?

Его благодействие историческое. К сожалению, ни одна из многочисленных исследовательских работ и монографий, публикаций в областных СМИ, появившихся в последнее время, не проливает свет на множество вопросов, которые возникают в связи с криванковским источником. Не приводит точных дат и свидетельств, имён церковнослужителей-основоположников православной традиции. Имён тех, кто сберёг, сохранил святой колодец.

Много раз бывавшая в Криванково на девятую пятницу, я не представляю более радужной желанной поездки. В чём радость? А вот спросите молодую женщину, которая в зной и гнус несёт сюда месячную малышку. Я уверена, что и кроха эта, став взрослой, обязательно придёт сюда, приведёт своих деток. Или бабушку Нюру, Анну Семёновну Батыреву, которой восьмой десяток лет. В бездорожье она готова пешком прошагать до колодца от Некрасовой. У неё послушание – следит, чтобы ровненько стояли зажжённые свечи, чтобы у поклонного креста всё шло заведённым порядком. Спросите немолодых словоохотливых женщин, которые откладывают все городские дела и заграничные поездки, чтобы на девятую пятницу от Пасхи быть на криванковском водосвятном молебне. Говорят: благодать, радость. В моём фотоархиве множество снимков разных лет. Видели бы вы запечатлённые лица криванковских паломников! Их число растёт, не иссякает источник воспоминаний, связанных с историей и традицией святого колодца.

Тамара Васильевна Сафонова – горожанка по статусу, сути и внешнему виду. Давно живёт в Тюмени. А родилась в деревне Свистухе, которой давно нет, живой и густонаселённой в те годы. За деревней начинался бор, богатый, щедрый; жили здесь в основном крестьяне, которые были хорошими промысловиками, собирали дикоросы, солили грибы, пилили дрова. От Свистухи до Криванково километров пятнадцать. Пешком сюда ходили в день девятой пятницы. В Некрасовой собирался крестный ход. Самое малое – полсотни человек. К источнику ходили с певчими, несли большие иконы.

– Бабушка Акулина Евсеевна, светлая ей память – уже опочила давно, вставала на колени и меня на колени ставила. Каждую икону целовали благоговейно и коленопреклонённо, – вспоминает Тамара Васильевна. Она ярко и живописно воссоздаёт картину крестного хода на девятую пятницу в годы своего детства. – Тогда здесь не было этого осинового леса. Ямка небольшая на пригорке, природный ключ. Ведёрком небольшим черпали воду. В ямке была иконка Пресвятой Богородицы. Воду когда набирали, иконку никто почерпнуть не мог. Вода прозрачная, чистая, так и играет в лучах солнца. Рядышком приклад оставлял каждый паломник. Денежки, в основном. И так – полотенца, платочки. Помню, коровка наша едва не пала. Бабушка всё выхаживала её с молитвою. Обет давала побывать на Криванково. А когда бурёнка поправилась, она чекушку топлёного масла принесла на Криванково, оставила в прикладе.

– Все тихонечко, степенно после крестного хода набирали воду. А после садились тесными кружочками, расстилали полотенца, выкладывали еду: яйца, лук, булочки, пряники, карамельки. Угощали друг друга от души: подойди, отведай, – дополняет рассказ Нина Николаевна Чупина, тоже свистушенская родом. – У меня осталось от этих крестных походов и криванковских встреч ощущение света, радости, православного праздника. – Всегда говорили: Святая пятница, Христова пятница. А мама моя всегда строго наставляла: не вздумай стирать в пятницу. В любой другой день она могла затеять стирку в ночь-полночь, если в этом была нужда. А в пятницу – упаси Боже. Святой день.

Должна заметить, что среди описаний русских православных святынь есть много упоминаний об особом почитании пятницы – девятой на неделе по Пасхе.

– Для нас, маленьких, девятая пятница был такой же светлый день, как Пасха. Пошла бабушка на Криванково – я вприпрыжку за ней, – воспоминаниям нет конца.

Женщина рассказывает, что бабушка Акулина Евсеевна была набожным человеком. Даром исцеления обладала. На всю волость одна такая знахарка! Знала молитвы на исцеление глаз, ног, заговаривала грыжу, выправляла вывихи. Зажгла свечу, прочитала молитву, окропила криванковской водой – иди с Богом. К ней ехали отовсюду – всем помогала и ни с кого не брала денег. Говорила: «Как не помочь дитёнку? А если за деньги – это уже не помощь».

– Криванковская вода помогала людям не раз. Посмотрите, какая здесь благодать! Даже цветы радуются. Я не припомню дождя на девятую пятницу. А бездорожье случается, когда лето дождливое. Позапрошлый год мокрые идём, в калошах вода хлюпает, а радость такая, какая бывает, когда в церкви стоишь.

Клавдия Ивановна Батурина из Северо-Плетнёво тоже считает, что трудности паломнического похода к Криванковскому святому источнику – это великое благо. Она начала свои походы и поездки сюда как раз после перестройки. Тогда на Криванково приходила горстка энтузиастов. Человек пятнадцать. Сейчас сама Клавдия Ивановна организует североплетнёвцев, обзванивает. Вместе решают транспортные вопросы.

И сегодня смотрю: много североплетнёвцев. Новотаповцы, володинцы, бушуевцы, юргинцы, голышмановцы, омутинцы, тюменцы. Криванковские паломнические поездки полнятся новыми людьми, молодёжью, детворой, но не уходит дух молитвенности, степенности, строгости и благости.

Вот вам ответ на вопрос, кто сохранил традицию девятой пятницы. Хотя и он, конечно, неполный. Ибо, говоря о тех, кто поддерживает дорогу, отстроил купаленку и обустраивает святое место, надо называть десятки людей. Шипаковскую и Юргинскую сельские администрации, руководителя ДРСУ Валерия Николаевича Замятина, Юргинское МППЖКХ, прихожан храма Святой Троицы разных лет. Следовало бы назвать всех тех, кто из года в год приезжает и приходит сюда. Все они причастны к сохранению традиции девятой пятницы и святого Криванковского источника.

Автор: Т. Усольцева